Российские архитекторы и дизайнеры обещают своими проектами вызывать эмоции и восхищение

Российская столица за последние годы сильно преобразилась, причем не только из-за возросших объемов и масштабов строительства, но и визуально. Благодаря качественному дизайну и запросу на оригинальные архитектурные решения Москва стала по-настоящему ярким и модным городом. Стиль будущей Москвы и влияние окружающей застройки на жизнь каждого человека обсудили участники нескольких круглых столов в рамках выставки-форума интерьерного дизайна и искусства ARTDOM 2025.
Выставочное пространство встречало посетителей яркими красными баннерами, приглашавшими окунуться в мир эстетики и искусства. Очутившись внутри просторного МВЦ «Крокус Экспо», можно было забыть про международные санкции, какие-либо ограничения или запреты западным партнерам работать в Москве. Как и в лучшие годы, российская столица собрала настоящих звезд мировой индустрии дизайна. Всего свои стенды на ARTDOM представили более 400 компаний из 19 стран мира, в числе которых и законодатели мод: Италия, Испания, Великобритания, Германия, Нидерланды, США, Франция и ряд других.
К тому же и гости были рады оказаться одновременно в деловой и праздничной атмосфере вставки-форума. Ведь такие выставки – уникальная возможность для ведущих мебельных фабрик, производителей декора и элементов интерьера задавать тренды в индустрии, заявить о своих лучших идеях, договориться о сотрудничестве, заключить сделки и обсудить перспективы развития отрасли. «Совсем недавно я посещал Москву. Очень рад быть здесь вновь, тем более на таком масштабном и значимом мероприятии. Должен сказать, что выставка производит на меня большое впечатление уже сейчас, в первые часы и минуты ее открытия. Меня поражают ее размах и качество», – отметил известный дизайнер Джулио Каппеллини.
Всего за три дня работы выставки павильон посетили более 40 тысяч человек. Однако помимо выставочно-презентационной части мероприятия стоит обратить внимание на деловую программу ARTDOM, в рамках которой прошло более 45 лекций и дискуссии по самым разным темам.
Архитектурный ответ на социальный вопрос
Основной темой для диалога архитекторов, девелоперов и художников на международной выставке-форуме стал процесс поиска и создания идентичности при формировании новых девелоперских проектов. Участники дискуссии сошлись во мнении, что главным принципом развития современных мегаполисов является гуманность городской среды. Эта концепция направлена на то, чтобы сделать мегаполис более дружелюбным, доступным и удобным для людей независимо от их возраста, физических возможностей или социального статуса. При этом важна и эстетическая составляющая города. «Архитектура должна удивлять и вызывать эмоции у жителей и гостей города», – сказал заместитель начальника управления Архитектурного совета Москомархитектуры Сергей Глубокин.
В последние десять лет российская столица отказалась от типовой застройки, послужившей основой сюжета фильма «Ирония судьбы…». Благодаря работе с формой домов, фасадными конструкциями, цветами оформления и планировкой кварталов даже некогда спальные районы наполняются жизнью. Однако под пристальным вниманием градостроителей оказалась не только жилая застройка. В Москве утверждены рекомендации по визуальному оформлению детских садов и школ, поликлиник, больниц и даже объектов инженерной инфраструктуры – эстакад и коммунальных построек. Особым полем для творчества архитекторов стали проекты мостов, благо теперь их в столице сроится много.
Искусство – наше всё
Особую роль в формировании гуманной и качественной городской среды, по мнению экспертов, играет искусство. Его интеграция в девелопмент не только улучшает эстетические и культурные аспекты среды, но и способствует социальному, экономическому и экологическому развитию. Причем публичное уличное искусство играет важную роль еще и потому, что имеет очень большую аудиторию: можно не идти в музей, теперь им стала городская среда.
Искусство в современном городе должно вызывать дискуссию, быть интересным, острым и оставлять публику неравнодушной, не сомневаются участники мероприятия. В этом контексте важную роль играет паблик-арт, который выходит на городские улицы. Вовлекая горожан в диалог об искусстве, художники, архитекторы, урбанисты и девелоперы создают дополнительную ценность для городских пространств.
Ярким примером такой работы с пространством стало открытие на территории офисного квартала STONE Towers около станции метро «Белорусская» скульптуры «Ангел», автор – художник Евгения Желвакова. «Для нас реализация проекта – большая ответственность не только перед будущими пользователями офисных пространств, но и перед городом и его жителями. Для создания скульптуры «Ангел» мы работали в тесной связке с художником и архитекторами проекта: скрупулезно отнеслись к изготовлению объекта и работе с утвержденными материалами, чтобы итоговый результат полностью соответствовал изначальному замыслу, реализовался в срок, стал украшением района и новой точкой притяжения горожан», – рассказала директор по коммуникациям и устойчивому развитию STONE Татьяна Желанова.
В гармонии с природой
Бешеный ритм современной жизни и высокий уровень урбанизации – отнюдь не естественная для человека среда обитания. Именно поэтому в последние годы растет запрос на комфортную архитектуру и дизайн, основанные на принципах бионики. Это подход к созданию объектов, который вдохновляется формами, структурами, процессами и принципами, существующими в природе. Основная цель бионического дизайна – исполь- зовать решения природы для создания более эффективной, устойчивой и эстетически привлекательной окружающей среды.
Сегодня бионика применяется в различных областях, включая промышленный дизайн, инженерию, моду и даже цифровые интерфейсы. Не стала исключением и строительная сфера. Как пояснила директор по интег- рированным маркетинговым коммуникациям UNIQ Development Анастасия Шевчук, архитектура, ориентированная на человека, способна значительно улучшить качество жизни, создавая среду, которая поддерживает физическое, эмоциональное и социальное благополучие. «Мы сосредоточены на мельчайших деталях, интегрируем передовые мировые практики и инновационные решения, чтобы воплощать в жизнь самые амбициозные проекты девелопмента. При этом философия проекта Springs основана на глубоком понимании культурного наследия Москвы и представлениях резидентов о современной недвижимости премиум-класса», – рассказала эксперт. По ее словам, все эти идеи воплощаются в проекте клубного дома Springs на Малой Филевской улице в Москве.
«Например, за счет оригинального архитектурного решения все квартиры в комплексе расположены по периметру светового контура, что обеспечивает большое количество естественного света. Другая особенность комплекса – трансформируемое остекление, благодаря которому можно закрывать окна в зимний период, а летом получать персональную террасу», – рассказала Анастасия Шевчук. При этом территория дома станет продолжением атмосферы Филевского парка, а благоустройство будут имитировать лесные посадки, повторяя местную растительность. Таким образом, в распоряжении жителей окажутся рекреационные и спортивные зоны, детская площадка, а также мини-парк для прогулок с домашними животными.
Кто не знает прошлого…
Очень деликатную и тонкую тему работы с историческим наследием в условиях бурно развивающегося мегаполиса в ходе обсуждения поднял сооснователь и руководитель проектного бюро «Мезонпроект» Илья Машков. Архитектор обратил внимание, что важно не только сохранение памятников архитектуры и объектов культурного наследия, но и их вовлечение в современную и экономически эффективную жизнь. «Принципы использования исторических построек на благо общества закреплены в Венецианской хартии. Это способствует сохранению памятников, если не нарушается архитектурная целостность и декор зданий. В бывшем доходном доме могут сделать апартаменты, на давно закрытом заводе – ивент-центр. Главное, чтобы люди начали этим пользоваться, тогда здания перестают умирать», – пояснил Илья Машков.