С чего начинается опера

С чего начинается опера

С чего начинается опера
С чего начинается опера
Датой рождения «Геликон-оперы» считается 10 апреля 1990 года. В этот день тогда еще малоизвестный коллектив представил в камерном зале на Большой Никитской, 19, оперу Игоря Стравинского «Мавра». В скором времени театр получил мировую известность, а также собственное помещение в старинной усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых.

Усадьба XVIII века на Большой Никитской – место непростое, оно постоянно бурлит творческими идеями. В 1920 году здесь размещался Театр революционной сатиры (Теревсат), который спустя два года был преобразован в Театр Революции, им заведовал Всеволод Мейерхольд. В 1937-м центральный дом усадьбы и часть строений передали Дому культуры медицинских работников. А в 1990 году сюда въехал недавно созданный коллектив Московского музыкального театра «Геликон-опера», который объединил молодых и талантливых артистов и музыкантов под руководством Дмитрия Бертмана.

С улицы сложно представить размеры всего комплекса зданий, однако сценой для выступления артистов долгое время служил лишь белоколонный зал усадьбы на двести с небольшим мест. Дмитрий Бертман вспоминает, как в начале 1990-х годов ему удалось пробить финансирование в столичной мэрии и получить статус московского театра. «Начальник главного финансового управления Анна Никитична Фетисова оказалась большой любительницей оперы. А поначалу в приемную к ней не пускали. Сказал, что я ее сын. И вдруг в кабинет пропустили! Вхожу и сразу заявляю, что нужно финансирование, причем подпись необходима уже сегодня.

А Фетисова ответила, что ее любимая опера – «Паяцы». Наш театр по странному совпадению эту оперу как раз поставил, и мы начали с ней петь отрывки из нее. В итоге я вышел с подписями на документах. Мне потом не поверили, что такое было возможно. Анна Никитична еще много лет приходила на наши спектакли, – рассказал основатель «Геликон-оперы». – Позднее почти столь же чудесным образом заполучил для столичной мэрии рекомендательное письмо от творческого союза. В театральном союзе его дать отказались. Тогда я пришел в Союз композиторов к Тихону Хренникову, который подписал рекомендацию. Есть огромное количество людей, которым я с удовольствием сделал бы подношение за бесценный вклад, помощь в создании и развитии нашего театра. Но ни разу этого не случилось. Зато я влюблял всех в «Геликон-оперу», в ее артистов, музыкантов, в спектакли. И тогда нам начинали помогать, поэтому наши подношения – это творчество и успех».
Решение о приспособлении исторического комплекса для нужд театра было принято московским правительством в 2002-м. Проект предусматривал строительство нового корпуса, а также реставрацию и реконструкцию здания усадьбы, где в начале XX века открылась камерная сцена.

Общая площадь театра после окончания работ должна была увеличиться с первоначальных 3 тыс. кв. метров до 13,5 тыс. кв. метров. Однако чуда не произошло. В последующие годы работы не раз прерывались, срок их окончания постоянно сдвигался, менялись подрядчики. А в 2010-м по поводу проекта реконструкции усадьбы возник публичный спор, в результате правительство Москвы на время приостановило строительство с целью проведения дополнительных исследований специалистами Росспецреставрации. Тогда представители театрального сообщества обратились к властям города с просьбой завершить начатые работы. По результатам экспертизы было принято положительное решение.

В 2011 году была утверждена новая документация, а с 2014-го реконструкцией и реставрацией зданий театра руководило АО
«Мосинжпроект». В историческом здании воссоздали первоначальный облик белоколонного зала на 227 зрительских мест, где сохранились подлинная лепнина и деревянный сводчатый потолок. Зал стал малым концертным залом и назван «Шаховской» в честь одной из владелиц – княгини Евгении Федоровны. В этом зале когда-то читал свои стихи Александр Пушкин, дирижировал оркестром Петр Чайковский, пел Федор Шаляпин, здесь исполнял свой первый концерт в России Клод Дебюсси. Большой зал на 500 мест, получивший название «Стравинский», был построен в перекрытом внутреннем дворе усадьбы. Его выполнили в виде греческого амфитеатра, одной из стен которого стал задний фасад исторического здания с полностью восстановленным красным крыльцом, превращенным в ложу для почетных гостей.

Великолепной акустики в зале удалось достичь благодаря навесному потолку с тринадцатью звукоотражающими сферами, называемыми «геликонами». Такая конструкция потолка создает объемное звучание в зале, в любом уголке которого со сцены слышен даже шепот. А для усиления визуального эффекта в стены вмонтированы светодиодные панели с подсветкой, на которые во время спектакля можно выводить различные изображения.

Механика сцены, как утверждают специалисты, тоже на уровне лучших оперных театров мира. Ее образуют 26 автономных платформ, которые могут подниматься и опускаться во время представлений с разной скоростью. Есть еще выдвижная сцена с поворотным кругом, а также звонница с шестью отлитыми специально для театра колоколами, которые звучат в исторических операх.

Под полом, как в старых театрах, располагается реверберационный пол для постепенного уменьшения интенсивности звука. Оркестровая яма отделана панелями из акустической сосны. Так называемая шуба авансцены тоже помогает отражать звук.
Не менее великолепны и постановки театра, известные всему миру качеством исполнения, блеском режиссуры и зрелищностью. Среди премьер нынешнего сезона – оперы Джакомо Пуччини «Богема» и Джанкарло Менотти
«Медиум».

Теги: #