С Днем Рождения, БКЛ! - Московская перспектива
С Днем Рождения, БКЛ!

С Днем Рождения, БКЛ!

С Днем Рождения, БКЛ!
С Днем Рождения, БКЛ!
Ровно год назад, 1 марта 2023 года, в Москве полностью запустили Большую Кольцевую ветку метро. К первому Дню Рождения уникальной и самой протяженной кольцевой линии подземки в мире подготовили для вас большой материал с фактами о Большом кольце, а также разделами про дизайн платформ и технологии, которые применяли во время стройки.

Большая кольцевая линия – один из самых сложных инфраструктурных проектов в истории современной России. Работы длились 11 лет, это малый срок, учитывая масштабы работ. Первая проходка на БКЛ стартовала в августе 2012 года в сторону станции «Деловой центр», а полностью все тоннели были пройдены уже в декабре 2021-го. Активное участие в возведении линии принимали специалисты инжинирингового холдинга «Мосинжпроект». В первый год москвичи проехали по БКЛ 340 млн раз. А сейчас по будням ей пользуются более 1,3 млн человек.

1660306975_bkl.jpeg

На каждой станции смонтировано 55 инженерных систем, включающих около 25 тысяч единиц оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность станции. Смонтировано свыше 725 километров трубопроводов и более 150 километров воздуховодов. На строительстве БКЛ было разработано свыше 6 миллионов кубометров грунта и уложено более 1,2 миллиона кубических метров бетона. В пиковый период в строительстве Большой кольцевой линии принимало участие 11,5 тысячи человек.

6d8e0514e9f6e0250160f495d300c31319f74145.jpeg

Новое кольцо метро – одно из важнейших вложений в городскую инфраструктуру за последние 20 лет. Оно проходит через 34 столичных района, в зоне шаговой доступности от новых станций проживают три миллиона человек. Пассажиры смогут экономить в поездках в среднем до 40 минут в день. БКЛ предоставляет 20 пересадок на существующие радиальные ветки, три – на перспективные Троицкую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую, а также на МЦК и МЦД. Появление новых маршрутов значительно разгружает действующие центральные станции, Кольцевую линию и автомобильные дороги, что позитивно скажется на экологии мегаполиса.

1e975cc8f5c85a1685ae3c89bbcff937861b6abd.jpeg

Факты о стройке БКЛ

Национальный рекорд был установлен во время проходки тоннелей Большой кольцевой линии. Под руководством инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» метростроевцы проложили 11 568 метров двухпутных тоннелей. Результат работы официально зафиксирован в «Книге рекордов России». При выполнении такого объема работ были задействованы четыре тоннелепроходческих механизированных комплекса диаметром 10 метров. 

В 2020 году компания Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих механизированных комплексов, работающих одновременно на одном проекте – в рамках программы развития московского метро. Рабочие задействовали 23 ТПМК на различных площадках строительства. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин. Рекорд подтвердили 48 свидетелей на 23 объектах работ. 13 щитов из 23 работали именно на БКЛ.

Снимок экрана 2024-02-29 в 21.26.43.png

Метростроевцы за рекордно короткий срок – всего за 35 дней – смонтировали и запустили в работу десятиметровый щит «Победа», который приступил к проходке в начале мая 2020 года от станции БКЛ «Кленовый бульвар» до переходной камеры у станции «Каширская».

24fa1f6bc04bc52009a5f8c76f0d394e4c6f3068.jpeg

Было разработано свыше 6 млн кубических метров грунта и уложено более 1,2 млн кубометров бетона, построено 78 новых тоннелей, установлено свыше 69 тыс. колец обделки перегонных тоннелей, проложено почти 25 тыс. км кабелей – а это более половины длины экватора, что тоже является абсолютным мировым рекордом на строительстве одной ветки метро. 

Во время проходки механизированные щиты 23 раза пересекались с действующими линиями метрополитена, 18 раз – с объектами Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров и семь раз – с акваториями рек. Это тоже никем не превзойденный показатель.

Снимок экрана 2024-02-29 в 21.21.42.png 

Несколько участков линий Большой кольцевой линии метро построили под реками, это около 1,7 километров тоннелей. Самые протяженные тоннели под реками находятся на восточном участке линии между станциями «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон» и «Печатники». Десятиметровые щиты построили тоннели под Нагатинским затоном и Москвой-рекой протяженностью 550 и 500 метров соответственно. 

Под Москвой-рекой также проходит 150-метровый участок двухпутного тоннеля между станциями «Терехово» и «Кунцевская». Однопутные тоннели строили шестиметровые проходческие комплексы. Самые короткие участки подводных тоннелей на большом кольце проходят под Яузой на перегоне «Электрозаводская» – «Сокольники». Их длина – около 30 метров.

В 2020 году при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке Большой кольцевой (на перегоне «Терехово» – «Кунцевская») экипаж десятиметрового тоннелепроходческого комплекса «Лилия» установил рекорд в метростроении по скорости ведения работ – 500 погонных метров в месяц при средней скорости движения ТПМК 15– 20 метров в сутки.

e28c9a83cae2e27b971333b127a86e587fdc67f3.jpeg

В ходе стройки Большого кольца метро отреставрировали 16 исторических элементов станций «Варшавская» и «Каховская». Это уникальные элементы оформления трех станций, впервые открытых на Каховской линии в 1969 году. Все 16 панно из листового алюминиевого сплава – это яркие художественные свидетельства своей эпохи.

4db1056ea30d2136569129d6bb4959fc7d9198f1.jpeg 

На портале «Узнай Москву» работает онлайн-гид по БКЛ. В карточке каждой станции содержатся описание, фотографии, а также информация об интересных местах поблизости.

В декабре 2021 года впервые в современной истории метростроения запустили сразу 10 станций на западном и юго-западном участках БКЛ от «Мневников» до «Каховской»: «Терехово», «Кунцевскую», «Давыдково», «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино», а также реконструированную станцию «Каховская».

fe6eb390af6cfdeecb635590598b24733ff43af6.jpeg

На станции БКЛ «Марьина Роща» установлен самый длинный эскалатор в столичном метро протяженностью 130 метров c четырьмя движущимися лестницами, две из них работают на подъем и две – на спуск пассажиров. Время в пути – 3,5 минуты. Одновременно на эскалаторе могут находиться до 800 человек. Пассажирам, которые любят ходить по движущейся лестнице, придется преодолеть 720 ступеней.

На БКЛ один состав в среднем преодолевает за сутки дистанцию 450 км, что превышает расстояние между Москвой и Нижним Новгородом. Нигде в мире метропоезда, курсирующие по одной ветке, не проходят за сутки такое расстояние. Их максимальная скорость – до 80 км/ч, полный круг по кольцу займет примерно 90 минут.

cacd9c9ecedcba310a286bc6b5839afc8fd7db2d.jpeg

На станции БКЛ «Электрозаводская» смонтировали самое большое в московском метро панно «Битва героев» длиной 163 метра. Монументальная работа выполнена в технике многоцветной печати на стекле. Идеей для сюжета ее автору, известному скульптору, художнику-монументалисту Александру Рукавишникову послужило предание, связанное с историей места, где расположена станция.

В состав Большой кольцевой линии вошел самый длинный метромост. Он проходит над руслом реки Ликова в Новой Москве. Длина моста составит 598 метров – 460 метров – это сам мост, а 138 метров – его наземный участок.

80cc6982b636c78e6d797e34df49fe5f6e8d3a40.jpeg

Самым крупным не только в Москве, но и в Европе является транспортно-пересадочный хаб «Нижегородская», объединяющий две линии подземки – Большую кольцевую и Некрасовскую, а также Московское центральное кольцо и перспективный МЦД-4 «Киевско-Горьковский» маршрутом Апрелевка –Железнодорожный, который откроется для пассажиров уже в этом году. Ожидаемый пассажиропоток ТПУ «Нижегородская» составит 450 тыс. человек в сутки.

Парк поездов БКЛ распределен между тремя депо. Так, в электродепо «Замоскворецкое» обслуживают 33 состава (максимальная вместимость — 40 единиц), в депо «Нижегородское» — 33 состава (максимальная вместимость — 43 единицы) и в депо «Аминьевское» — 26 составов (максимальная вместимость — 31 единица). Три этих депо занимают площадь, превышающую размер 62 футбольных полей, – примерно 44,5 га.

Оформление станций:

Общая площадь всех внутренних помещений новой линии составляет 2,4 млн кв. метров. Именно в таких масштабах велись отделочные и облицовочные работы строительными бригадами. Полный объем архитектурно-отделочных работ проведен как в технических и служебных, так и в пассажирских помещениях 31 станции. Только в пассажирских зонах отделочные работы затронули почти 600 тыс. кв. метров – входные павильоны, кассовые и распределительные залы, наклонные ходы эскалаторов и платформенные участки. 

93cc5789e58538c3b3e846b0943b503b9898dd05.jpeg

Визуальному оформлению станций уделяли большое внимание, чтобы поддержать имидж столичной подземки как одной из самых красивых в мире. Каждая станция БКЛ имеет свое лицо и свой стиль. Например, в дизайн станции «Кленовый бульвар» включили традиционные орнаменты как отсылку к народным ремеслам, а форма наземных вестибюлей отсылает к силуэту перекрытий дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. А дизайн соседней станции «Нагатинский Затон» посвятили обитателям Москвы-реки: на стенах смонтированы крупные мозаичные панно с изображениями.

47569366ffbd7a9347b07445a78dc03b021a538d.jpeg

Для отделки и облицовки станций БКЛ применяли как классическиее, атк и инновационные материалы. Вестибюли, кассовые и платформенные залы, переходы на радиальные ветки облицованы прочными натуральными и синтетическими материалами – камнем, кварцевым агломератом и стеклофибробетоном. Кварцевый камень и СФБ – современные композитные материалы, которые применялись в отечественном метростроении впервые. Они отличаются легкостью и прочностью, их текстуру и цвет можно формировать в зависимости от потребности, создавая самые разные эффекты. Стеклофибробетон впервые применили на станции «Терехово», для ее отделки отечественным производителем было изготовлено 8 тыс. панелей площадью почти 10 тыс. кв. метров. Максимальная высота каждой составила три метра. Материал обладает гидрофобными и антивандальными свойствами и прослужит долгие годы. Для станции «Терехово» были выпущены серые, слегка серебристые гофрированные плитки. Покрывая стену перронного зала, они создают эффект водной глади Москвы-реки, под которой и возведена эта станция.

e22535faaa5579fda6245ec454212fba90d86042.jpeg

Кварцевый агломерат широко применялся метростроителями на южном участке БКЛ. Его отличают пластичность и прочность, а причиной износоустойчивости является отсутствие пустот. Тестирование материала показало, что в нем не образуются трещины от ударов. А кроме того, при его производстве можно использовать любые цветовые добавки. Примером его применения могут служить станции «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино». «Воронцовская», имевшая в качестве рабочего название «Калужская», концептуально связана с космической темой. Кварцевый агломерат в ее оформлении можно увидеть и вдоль платформ, и в кассовых боксах, напоминающих кристаллы. В первом случае использован материал оранжевого цвета, во втором – ярко-желтого. Интересное решение найдено и для перехода со станции «Проспекта Вернадского» БКЛ на одноименную радиальную. Коридор между ними ограничен по ширине. Чтобы визуально расширить это пространство, использовалась облицовка искусственным кварцем оранжевого цвета.

b96964cbfb53cf3109dba2877f36287abd286134.jpeg

Конечно, при строительстве БКЛ использовали и традиционные для столичной подземки гранит и мрамор. Гранитные поверхности можно увидеть на большинстве объектов, в частности на «Авиамоторной», «Лефортово», «Зюзино», «Варшавской». Мрамор – материал более мягкий, он изнашивается быстрее, поэтому применяется для облицовки стен. На той же «Воронцовской» ломаные колонны на платформе напоминают метеориты. Вкрапления из белого мрамора передают сияние ярких звезд. При строительстве платформы «Делового центра» БКЛ применялся и серый гранит, и светло-серый мрамор.

5b30896378ec2636d6f65b63acd415da84757f6f.jpeg


Дизайн целого ряда станций – «Мневников», «Терехово», «Марьиной Рощи», «Рижской», «Нагатинского Затона» и «Кленового бульвара» – был определен в ходе архитектурных конкурсов, их участники предлагали свои концепции оформления. Как об особом случае в этой связи упоминают «Марьину Рощу». Она не только самая глубокая, но и одна из наиболее креативных. Белый мрамор, использовавшийся в отделке платформенного участка, строители покрыли кракелюрами – насечками в виде паутины, которые придают поверхности эффект состаренности. Это отсылка к расположенной неподалеку усадьбе графа Шереметева.

17ca865ec938682eeb87afc52db8d4fe7311c93e.jpeg

В отделке станций БКЛ широко примененяли металл – сталь и алюминий. Эффект Млечного Пути на станции «Воронцовская» удалось достичь за счет подсветки и металлических дисков разного диаметра. Для станции «Кленовый бульвар» разработали оригинальный дизайн светильников для зон подуличного перехода и подземного вестибюля. Чтобы передать фактуру сетчатой керамики, с производством которой связано это место, были использованы панели с перфорированным металлом.

793df2554894457f2a4aa7894d42cc53.jpeg

Две станции БКЛ отмечены международными наградами и призами. Это «Савёловская», ставшая своего рода музеем метро, где можно увидеть обычно скрытые от глаз пассажиров чугунные тюбинги тоннеля, создающие контраст с остальной отделкой, завоевала серебряную медаль на международном архитектурном фестивале «Зодчество-2020». А «Авиамоторная», оформление которой посвящено авиации, получила престижную международную премию «Золотой Трезини».

96ba9be4af50c9f1d06ae57cc0b79b1ff1047f09.jpeg

Благоустройство у станций БКЛ

Большая кольцевая ветка улучшила Москву не только под землей, но и на поверхности. Все территории рядом со станциями тщательно приводят в порядок – здесь появляются новые прогулочные зоны, места для отдыха, променады, аллеи и многое другое. Это особенно ценно, потому что многие станции Большого кольца появились в уже сложившихся спальных районах, где не так много современных примеров качественного благоустройства. Приведем в пример некоторые станции с самыми яркими проектами.

«Сокольники»

bfe52f17ad0fc9f1bb191dc5feb936cfc7fa4e32.jpeg
Здесь уже обновили ряд улиц и переулков, сделали удобные пешеходные маршруты к транспортному объекту. Раньше эта территория использовалась как транзитный маршрут от станции метро «Сокольники» до набережной реки Яузы. Сейчас в спортивном кластере для взрослых и детей сделали скейт-парк и памп-трек, вскоре обустроят площадку для игры в стритбол и зону для тренировок и занятий воркаутом. На спортивно-игровой площадке для детей установили необычные арт-объекты, стенку с горками и качелями. На территории разбили газон, установили фонари с энергоэффективными светильниками и удобные скамейки для отдыха.

«Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон»

1.jpeg

Специалисты проложили удобные пешеходные маршруты от жилых домов к станциям. На набережной Нагатинского затона вдоль Коломенской улицы создали прогулочный экомаршрут, там установили шезлонги и скамейки, оборудовали детскую площадку и зону для воркаута. На Коломенской улице также появилась велодорожка. 

«Печатники», «Варшавская», «Каширская»

2.jpeg

Рядом со станцией «Печатники» сделали удобные дорожки с зонами отдыха и для занятий спортом. У кинотеатра «Тула» оборудовали тренировочный комплекс для гонок с препятствиями. Около «Варшавской» в пешеходной части Чонгарского бульвара организовали зелёные зоны со скамейками, оборудовали площадку с уличными тренажёрами. У «Каширской» между Каширским шоссе, улицей Маршала Шестопалова и проспектом Андропова обновили два сквера — дополнительно озеленили и поставили лавочки.

9.jpeg

Технологии на стройке

Десятиметровые ТПМК
В возведении Большой кольцевой линии принимали участие четыре тоннелепроходческих механизированных комплекса диаметром 10 метров. Прежде столичное метро строили механизированными щитами диаметром шесть метров, сооружая однопутные тоннели, которые стали стандартом отечественного метростроения. Десятиметровый ТПМК прокладывает тоннель сразу для двух путей. Он проходит насквозь через станцию и движется дальше, так что его не нужно разбирать и собирать заново в монтажно-демонтажных камерах. Ускоряет процесс работы и то, что применение «десяток» позволяет избежать строительства притоннельных сооружений, а это экономия времени и места на стройплощадке.

Снимок экрана 2024-02-29 в 21.26.32.png

ТИМ-технологии
С применением технологий информационного моделирования спроектировали две станции БКЛ – «Терехово» и «Кунцевскую» – и сократить сроки строительства на несколько месяцев. Проектирование в среде Autodesk Revit сделало возможным создание в сжатые сроки BIM-моделей. Они учитывают прокладку трасс инженерных систем, которых в составе станционных комплексов насчитывается более 50, а также выполняют расстановку оборудования, увязав системы между собой и исключив тем самым возможные трудности.

59a6a06ee978329396d83640d445526b2d05d0e1.jpeg

Элементы технологий информационного моделирования применили на станции БКЛ «Давыдково». Гендиректор АО «Мосинжпроект» (Инжиниринговый холдинг – генпроектировщик и генподрядчик строительства новых веток и станций метрополитена) Юрий Кравцов рассказал, что использование информационных технологий дало возможность специалистам минимизировать риски, которые возникают в ходе строительства, и оптимизировать многие рабочие процессы. «Например, мы могли более точно планировать графики производства работ, а также поставки материалов и оборудования», – пояснил Юрий Кравцов.

Low Vibration Track
На Большой кольцевой линии использовали методику безбалластной конструкции верхнего строения пути с низким уровнем вибрации LVT (Low Vibration Track). Она имеет целый ряд преимуществ перед стандартной укладкой рельсов на шпалы. Вместо деревянных шпал здесь используют долговечные экологичные бетонные блоки. Причем чтобы в будущем можно было оперативно менять детали ВСП, их укладывают на эластичные прокладки в резиновые чехлы, а только потом заливают бетоном.

Снимок экрана 2024-03-01 в 08.23.28.png 

Бесстыковой путь

Такжее на БКЛ применяли технологию бесстыкового пути. Чем меньше стыков, тем с меньшим стуком едет поезд. На бесстыковом пути их практически нет. Поэтому его еще называют «бархатным». В Московском метрополитене работы по переходу на бесстыковой путь начались в 2017 году. Рельсы нового вида постепенно укладывают на участках различных линий метро, на вновь построенных отрезках, а на Большой кольцевой линии это сделано повсеместно. Монорельсы (рельсовые плети) длиной 137 метров изготовливаются из стандартных 25-метровых рельсов, которые соединяются при помощи алюминотермитной сварки, обеспечивающей высокую надежность и прочность соединения.

Поезда БКЛ 

На БКЛ теперь курсируют только поезда «Москва-2020». Широкие двери и межвагонные переходы обеспечивают ускоренную посадку и свободный проход от первого вагона до хвоста поезда. Для комфорта пассажиров уровень шума уменьшили на 15%, установили 368 USB-разъемов для зарядки гаджетов (в пять раз больше, чем в поездах «Москва»), а также обновленные интерактивные схемы для построения маршрутов и наддверные табло. Поезд также оборудован системой обеззараживания воздуха.

sl_3_Departament_transporta_i_razvitiya_dorozhno-transportnoi_infrastrukturi_goroda_Moskvi.jpeg

В материале использованы фото stroi.mos.ru и mos.ru

Теги: #