С ментоловой на папайевую

С ментоловой на папайевую

С ментоловой на папайевую
С ментоловой  на папайевую
С ментоловой на папайевую

Московские центральные диаметры получили цветовые обозначения на схеме метрополитена. Названия цветов вышли весьма экзотическими – «фуксия», «папайя», «ментол», «физалис» и «зеленый луг». Впрочем, по мере роста метрополитена у дизайнеров становится все меньше возможностей выбирать – стандартная радуга закончилась еще на Калининско-Солнцевской.

Неожиданную проблему подбросили метростроевцы дизайнерским бюро. Из-за невероятных темпов роста московской подземки становится все сложнее кодифицировать новые линии. МЦК стало первым вызовом – линия уже ушла от стандартной схемы, ее пришлось исполнять в «полом» виде, розовой, с белой полосой посередине. Скоро на схемах появятся Кожуховская и Рублево-Архангельская линии, строится Большое кольцо. А Московские центральные диаметры – настоящая головоломка, ведь их на схему ляжет одновременно пять.

Проблема не так проста, как кажется. Теоретически человеческий глаз способен различать несколько миллионов оттенков различных цветов. Однако этого нельзя сказать о мозге – он обрабатывает данные в ограниченном объеме и с огромным количеством «если»: уровень освещения, соседние цвета, степень усталости, острота зрения. Многомиллионная палитра превращается в сотню цветов для здорового выспавшегося человека, который никуда не торопится и находится в хорошо освещенном месте с постоянной температурой света.

В метро – другие стандарты. Освещение на каждой станции разное, ведь оно зависит от дизайнерских решений. Посетители метро далеко не всегда бодры, особенно в конце рабочего дня. И наконец, схема должна читаться человеком очень быстро, почти бессознательно, чтобы не создавать у навигационных стел толпы с озадаченными пассажирами, водящими пальцем по карте в человеческий рост. Иными словами, глядя в один угол карты, в начало линии, вы должны за секунды найти ее же на другой стороне схемы, а еще быстро отследить пересечение с линией пересадки. Причем не только на русском языке – в Москве миллионы иностранных туристов.

Для обозначения МЦД будут использовать аналогичные МЦК полые линии, что позволит отличить их от метро. Интересно, что авторам московской транспортной навигации приходится быть первопроходцами – международного опыта или нет, или он негативен. По числу линий с учетом МЦД Москва догоняет Пекин и Шанхай и уступает лишь Нью-Йорку, где работает 27 веток. Однако в финансовой столице мира метрополитен ставит в ступор даже бывалых, ведь помимо огромного количества линий некоторые поезда работают в экспресс-режиме, останавливаясь не везде, какие-то станции закрыты ночью, какие-то, наоборот, не работают днем. Где-то переходы открыты только в часы пик в непиковом направлении и в выходные.

Всю информацию о транспорте не выдержит ни один лайтбокс, ведь нужно не только в метро ориентироваться, но и хотя бы примерно понимать, куда ведут выходы со станции, какие наверху есть точки интереса и маршруты автобусов и трамваев. Поэтому в российской столице пошли по пути ступенчатой навигации: возле больших стел можно спланировать маршрут стратегически, а небольшие указатели по ходу движения подтверждают правильность выбранного пути. Между тем московский транспорт не только растет экстенсивно, увеличивая число станций и маршрутов. Он все больше интегрируется за счет создания пересадок и повышения эффективности наземной сети. Поэтому в ближайшие годы авторам навигации придется здорово постараться, чтобы российская столица не скатилась в нью-йоркский транспортный хаос.

Теги: #