Счастливая история двух московских особняков, связанных с именем династии фабрикантов Абрикосовых

Счастливая история двух московских особняков, связанных с именем династии фабрикантов Абрикосовых

Счастливая история двух московских особняков, связанных с именем династии фабрикантов Абрикосовых
Счастливая история двух московских особняков, связанных с именем династии фабрикантов Абрикосовых
Первой шумной премьерой стала капитальная реставрация и возвращение первоначального цвета так называемому директорскому дому – особняку, входящему в фабричный комплекс концерна «Бабаевский», расположенному недалеко от метро «Красносельская». Прошлый год завершился еще одним событием, связанным с именем кондитеров: в Потаповском переулке закончилась реставрация доходного дома и квартиры купца Абрикосова.

Первый дом включен во многие туристические маршруты, найти его можно в буквальном смысле по запаху. Еще при выходе из метро прохожих окутывает приятный аромат ванили, карамели и горячего шоколада. В кондитерском концерне «Бабаевский», эмблемой которого и является отреставрированный дом, производственные мощности остались прежними. А отреставрированный доходный дом располагается в самом сердце Москвы – напротив театра «Современник», по другую сторону Чистопрудного бульвара. В этом доме семья фабрикантов жила до революции, занимая два этажа, остальное пространство сдавали внаем.

ФАБРИКА С КОНФЕТНЫМИ ВАЗОЧКАМИ
В начале ХХ века производственные площади крупнейший производитель сладостей, поставщик двора его императорского величества, учредитель фирмы «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей» строил с размахом: на окраине города на углу Малой Красносельской и Проезжей улиц возвели четыре двухэтажных, трехэтажный и один пятиэтажный производственный корпуса и собственную электростанцию. Фабрику оснастили новейшим оборудованием. Доминантой утопающего в умопомрачительных ароматах района надолго стал дом-«торт»: двухэтажный угловой директорский корпус, где располагались конторские помещения и «фабричная» квартира клана Абрикосовых.

Новостройка прочно ассоциировалась с бизнесом владельцев. Здание было похоже на обтянутый мастикой торт, пухлые лепные детали по фасаду напоминали вазочки для сладостей, а оконные переплеты были с узором в виде медовых сот. Прообразом этого дома архитекторам Борису Шнауберту и Александру Калмыкову послужил парижский особняк певицы Иветт Гильбер, ставший ярким примером популярнейшего тогда стиля модерн. В московском двойнике много архитектурных перекличек с французским образцом, например, характерная металлическая ограда на крыше с волнообразным орнаментом. 

Реставрация началась с сюрпризов – привычное красно-белое здание оказалось… фисташковым. Но историческую справедливость восстановили: сняв 12 слоев краски, специалисты добрались до исходного. После того как сняли леса, многие москвичи с большим скепсисом отнеслись к увиденному. Однако на защиту реставраторов встал один из основных защитников старой Москвы, главный редактор портала «Хранители наследия», член Общественной палаты, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Cпециалист подтвердил, что это традиционный для столичного модерна цвет, данные об историческом облике фабрики подтверждены исследованиями.

В ходе работ много внимания уделили вычинке и сохранению кирпичной кладки фасадов, восстановлению штукатурного слоя и уникальных декоративных элементов. Не обошлось без находок: реставраторы обнаружили уникальный витражный плафон из стекла, удивил и его диаметр – почти два метра. Плафон бережно отреставрировали и разместили под световым фонарем – круглым окном в крыше, естественно освещающим помещение в дневное время. Также были восстановлены окна-витражи в виде пчелиных сот, деревянные массивные двери и дубовый паркет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО
Второе восстановленное здание, связанное с именем Абрикосовых, у того же «Архнадзора» считалось «краснокнижным» –
так эксперты называют самые многострадальные объекты. Это палаты Гурьевых в Потаповском переулке, отнесенные
к объектам культурного наследия регионального значения. Главный дом поставлен на учет как «Городская усадьба конца XVII – начала XVIII века, перестроенный в XIX–ХХ веках». Здесь в 1845–1859 годах помещался пансион пастора Людвига Эннеса, в котором учились врач С.П. Боткин, историк В.И. Герье, преподавали фольклорист А.Н. Афанасьев, экономист
И.К. Бабст, математик А.Ю. Давидов. Последними дореволюционными хозяевами усадьбы в 1881 году становятся купцы Абрикосовы. В доме в Потаповском переулке они занимали два этажа. Остальные площади сдавались внаем. Квартира поставщиков двора его императорского величества отличалась роскошью и изысканностью: дверные порталы обрамляла резьба и позолоченная лепнина, потолочный плафон украшала живописная роспись с купидонами.

В советское время здание надстроили, в помещениях с исходным богатым убранством и лепниной располагались коммуналки.
В 2009 году в уже расселенном доме случился пожар. Тогда временную кровлю возвели за городской счет. В 2018-м у объекта появился новый собственник, который и приступил к реставрационным работам. Новому владельцу предстояло выполнить инженерно-техническое обследование, провести первоочередные противоаварийные работы, разработать проект реставрации и благоустройства. После согласования и получения разрешения проект был реализован. В конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил: «Завершили реставрацию доходного дома с квартирой купца Абрикосова в Потаповском переулке. Это уникальные московские палаты XVII века с высокой аркой, ведущей во двор». Теперь это жилой дом класса люкс, с квартирами площадью от 65 до 350 квадратных метров. Помимо современной инженерной системы в квартирах предусмотрены и дровяные камины с отдельными дымоходами.