Шагал по Москве-реке
Столичные набережные впредь планируется строить и благоустраивать по новому принципу, предусматривающему размещение рядом с водой пешеходной прогулочной зоны и только потом других объектов — дорог и застройки. Пилотным проектом станет набережная Марка Шагала на ЗИЛе, к обустройству которой строители приступят в 2019 году. «По поручению мэра города Сергея Собянина в будущем новые набережные Москвы-реки будут строить по новым правилам», — подчеркнул глава департамента строительства Андрей Бочкарёв.
Длина фарватера Москвы-реки от северных до южных окраин города составляет примерно 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась почти на 200 км. При этом только четвертая часть всех набережных благоустроена и имеет надлежащий вид, хотя и со значительными издержками (в частности, преимущественное право любоваться открывающимися видами зачастую имеют автомобилисты, а не пешеходы). Остальная часть прибрежных территорий малопривлекательная, как правило, она плохо доступна и практически не используется жителями города. В 2014 году власти решили покончить с существующим порядком вещей. По инициативе Сергея Собянина состоялся международный конкурс «Москва-река». Победившая на нем концепция легла в основу большой городской программы по благоустройству прилегающих к водной артерии территорий.
К настоящему моменту программа выполнена менее чем наполовину. С момента старта, по данным Москомархитектуры, было благоустроено 59,6 км набережных. До 2020 года в рамках АИП в порядок планируется привести еще 24,5 км, а за счет инвесторов, реализующих свои проекты у реки, — 69 км. «На протяжении многих лет территории у Москвы-реки оставались заброшенными или неэффективно использовались. Сейчас запущена программа по вовлечению этих участков в активную городскую жизнь. Уже в ближайшие годы горожане и гости столицы увидят ее результаты», — отметил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. В целом городские власти, по его словам, предусматривают 14 точек активного развития и роста на берегах Москвы-реки общей площадью 706,5 га. «Эти участки развития располагаются не только в центральной части города, а равномерно распределены по всему течению», — уточнил Кузнецов.
При реконструкции набережных главным принципом городских властей является создание комфортного пешеходного пространства в непосредственной близости от воды.
Но теперь будет новое правило. На открытии нового парка «Тюфелева роща», расположенного на территории ЗИЛа, Сергей Собянин поручил распространить на другие прибрежные проекты принцип, который условно можно сформулировать так: пешеходы главнее машин. «Пешеход станет главным действующим лицом на этой территории. Чтобы он чувствовал себя умиротворенно и безопасно около воды, автомобильная дорога «сдвинута» от реки на ширину прогулочной зоны. По такому принципу в будущем планируется благоустраивать все московские набережные», — сказал глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев.
Набережная Марка Шагала протянется от Третьего транспортного кольца (ТТК) до старого русла Москвы-реки, ее длина составит 3,8 км. За счет прилегающих территорий общая площадь благоустройства составит 18,5 га: на них разобьют уникальный ландшафтный парк, организуют смотровые площадки, установят кафе и павильоны, композиционно связанные с береговой линией. «Активно отдыхать или просто осуществлять оздоровительные прогулки здесь смогут не только жители комплекса, но и все москвичи», — подчеркнул Тимофеев. Кроме того, в районе набережной Шагала построят и реконструируют 5,9 км дорог, в том числе мост через затон Новинки длиной 680 метров и подземный пешеходный переход.
Не менее масштабные работы предусмотрены и на других прибрежных территориях, включенных в программу. В частности, при объединении Краснопресненской и Карамышевской набережных появятся новая прогулочная зона площадью 10,5 га и многофункциональный террасный парк.
На востоке столицы комплексное благоустройство ждет набережную Щитова и зону Черкизовского пруда.
«Программа «Москва-река» также предполагает строительство мостов, — отметил Марат Хуснуллин. — Важно сделать более удобными и доступными территории, расположенные вдоль реки. Например, два моста появятся в районе Мневниковской поймы. Как участок Юго-восточной хорды будет возведен мост, продолжающий улицу Донецкую. Еще одно мостовое сооружение построим в Нагатинском затоне, а также рядом с Филевской улицей. Все эти мосты планируется возвести в ближайшие пять лет, но прорабатываются и другие варианты на более позднюю перспективу».