Создавая настоящее и будущее

Создавая настоящее и будущее

Создавая настоящее и будущее
Создавая настоящее и будущее
Юбилейный 2021 год для Института Генплана Москвы завершился получением государственной награды за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Награду по поручению главы государства в торжественной обстановке директору Института Татьяне Гук вручил мэр столицы Сергей Собянин. «Город живет нормальной жизнью во многом благодаря тем, кто сегодня находится в этом зале, благодаря вам, людям, которые работают достойно на своем посту, профессионально выполняют свой долг, создают настоящее и будущее Москвы. Благодаря вам наш город по-прежнему великий, по-прежнему любим москвичами», – отметил мэр. О том, как сегодня трудится коллектив института, корреспонденту «МП» рассказала Татьяна Гук.
Татьяна Николаевна, в 2021 году институт отметил свое 70-летие. Как вы оцениваете юбилейную дату? Расскажите о стоящих перед вами задачах, о том, как менялись они с течением времени.
– Безусловно, 70 лет – весьма солидный возраст для организации. Мы гордимся своей историей, вкладом в развитие города как основного потребителя результатов деятельности института, долголетием, которым во многом обязаны нашему учредителю, Москомархитектуре. И конечно, очень важна оценка работы института руководством страны и города. Было невероятно приятно получить благодарность президента Российской Федерации, эту награду нам вручил мэр Москвы Сергей Собянин.
Что касается смены курса и приоритетов, то говорить так не совсем корректно, потому что те задачи, для выполнения которых институт создавался 70 лет назад, и те, что мы выполняем сейчас, схожи. Я бы не говорила об изменении курса, а говорила бы об эволюции, которая происходит на протяжении этих 70 лет, потому что сейчас, как и прежде, основная задача института – формировать городскую среду, создавать каркас города, его ткань, его смыслы. Именно такая задача ставилась изначально, и она остается для нас актуальной сейчас. Институт вырос из проектных мастерских, которые формировались в начале XX века, но, конечно, жизнь меняется. Сегодня мы стараемся не просто реагировать на эти перемены, намечающиеся тренды, но и предугадывать их. Время реализации градостроительных идей иногда растянуто до 50 лет, любая из них проходит этапы осмысления, анализа, корректировки. Именно поэтому мы должны работать на опережение времени.

Институт был создан в годы социализма и работает сейчас – в рыночной ситуации. Как меняет его деятельность конкурентная среда в архитектурно-градостроительной сфере? Затрагивает ли она работу института?
– Мы не можем не отвечать на вызовы рынка. Запрос правительства Москвы, наших учредителей – Москомархитектуры – своевременное реагирование на градостроительную ситуацию. При этом мы работаем не только в столице, но и в регионах, где конкуренция еще острее, где мы должны держать планку качества российского градостроительного рынка. Сейчас институт активно участвует в консорциумах, особенно это касается конкурсной практики, работает не только с российскими, но и с зарубежными компаниями. И мне кажется, залогом успеха такой работы является комбинация компетенций, которыми обладаем мы и коммерческие компании, наш взаимообмен знаниями и опытом. Удачным примером такого подхода можно назвать мастер-план Астрахани, с которым мы заняли первое место в конкурсе и над которым работали в рамках консорциума. Напомню, что участниками консорциума под лидерством института были архитектурно-проектное бюро «ИД» (Астрахань), компания «Найт Фрэнк» (Москва), архитектурное бюро Асадова (Москва), CITYTHINKING S. L. (Севилья, Испания), А.В. Аверин (Астрахань). На мой взгляд, это путь, который позволяет нам быть конкурентоспособными, гибкими, быстрыми, современными, выстраивать диалог с жителями городов, где мы работаем, быть интегрированными в процессы обсуждения и реализации документов, которые мы выполняем.

Какие направления являются приоритетными для вашего учреждения – проектные, исследовательские, внедрение инноваций? Каким образом они развиваются?
– Я бы сказала, что все три направления являются приоритетными. Среди работ института преобладают проекты, связанные с градостроительным развитием территорий, с формированием транспортного каркаса города, с концептуальными предложениями по развитию территорий. При этом мы занимаемся разработкой документации территориального планирования, подготовкой документации по планировке территории, выходим в экспериментальную область с мастер-планированием, с концепциями пространственного развития территорий. Мы проводим научные исследования, что дает возможность вносить изменения в своды действующих правил, корректировать установленные нормативы, делать их более дифференцированными.

Расскажите, пожалуйста, о коллективе института. Сколько специалистов работают в нем сегодня? Испытываете ли вы дефицит кадров?
– На сегодняшний момент в институте более 800 человек. У нас работают архитекторы, градостроители, инженеры, инженеры-транспортники, экологи, IT-специалисты, социологи, экономисты, маркетологи, дендрологи – очень широкий спектр специалистов, что позволяет комплексно подходить к любой задаче и рассматривать ее всесторонне, чтобы получить тот результат, которого от нас ждет город, наши заказчики. Кадровая политика института нацелена на то, чтобы прирастать специалистами, которые могут работать на стыке дисциплин, например, использовать данные ГИС-аналитики в проектировании, учитывать их при подготовке градостроительных документов. Не менее интересны профессионалы, которые работают на стыке социологии, экономики и юриспруденции, могут не просто подготовить документ, но и понимают, как его реализовать, способны просчитать экономические и социальные эффекты проекта. Очень востребованы градостроители, которые могут выступать не только в качестве разработчиков, но и в качестве менеджеров проектов. Ведь одна из наших важных задач – ориентированность на клиента, будь то государственный или коммерческий заказчик, формирование достойного продукта и его продвижение. Дефицита кадров в институте нет, но мы стали особенно тщательно выбирать сотрудников, четко понимая, кто именно нам нужен. Одним из инструментов такого отбора являются студенческие практики, которые проводятся в институте. По итогам практики выпускники вузов могут остаться здесь работать, а кто-то начинает работать у нас, продолжая обучение. В этом году у института был новый опыт – практику организовали для учащихся не только московских, но и других вузов страны. На конкурсной основе были отобраны 30 лучших претендентов, а по итогам практики работать в институте мы предложили двум молодым специалистам, которые по своему менталитету, творческому потенциалу отлично вписались в команду.

Городские власти системно внедряют цифровые технологии в деятельность стройкомплекса. Какую роль выполняет в этом ваша структура?
– Цифровизация сферы услуг – это тема, которая стоит на повестке Минстроя, правительства Москвы, Москомархитектуры. Благодаря цифровому формату наш диалог с москвичами стал открытым и продуктивным. Общественные обсуждения в электронном формате, которые проводятся на единой цифровой платформе «Активный гражданин», позволяют нам получать обратную связь по проектным решениям от большинства горожан. А мы, в свою очередь, готовы предоставить жителям информацию о том, что изменится в их районе, при помощи реалистичных 3D-моделей показать, в чем суть проекта, его плюсы.
Что касается применения цифровых технологий в градостроительстве, то в нашем распоряжении широкий спектр программных комплексов, которые помогают оценивать и прогнозировать развитие города в будущем и текущем моменте. В институте активно применяются BIM-технологии, за счет чего картина проектирования становится более комплексной и прозрачной для всех участников процесса, дает возможность моделировать разнообразные варианты, создавая качественный проект.
В нынешнем году мы сделали более 20 проектов планировки с использованием BIM-технологий. В основном это объекты транспортной инфраструктуры, включая ключевые автомагистрали и линии метрополитена.

Институт провел большое исследование по теме будущего столицы. Какие выводы исследования вы могли бы обозначить как наиболее убедительные и важные?
– В рамках форсайта мы пытались понять, каким будет город будущего, а также кто станет жителем этого города, что для него будет важным и, соответственно, что нам, градостроителям, нужно учитывать в своей работе. Первый важный вывод заключается в том, что Москва движется в русле общемировых тенденций. И два важнейших тренда, о которых говорили на форсайте «Москва-2050», – это гиперурбанизация, то есть формирование глобальных мегаполисов, и дальнейшее развитие субурбий. Оба эти тренда уже сейчас ярко проявляются в жизни Москвы. Мы уже видим, что столица становится гораздо шире своих административных границ. Подтверждение тому – создание Московских центральных диаметров, единой транспортной системы, связавшей Москву и область – комфортного и удобного способа передвижения. Также в числе трендов: старение населения, которое тем не менее старается быть здоровым, активным, культурно развиваться; взрывной рост креативных индустрий; новые подходы к мобильности населения – и в городе, и внутри районов; требовательность горожан к качеству услуг, которые предоставляются в так называемом «15-минутном городе» от медицины до культуры и отдыха; появление новых видов транспорта; поиск новых методов решения экологических проблем, формирование рынка разнообразного жилья.

Мастер-план и генеральный план. Какой документ может стать основополагающим для города и почему?
– Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Есть города, для которых актуален генплан, и есть города, для которых актуален мастер-план. В моем представлении мастер-план – это документ стратегического планирования. Он ставит глобальные задачи, выделяет приоритеты развития города и локальные территории приоритетного развития, для которых в дальнейшем формируется уже детализированная, выверенная документация. То есть на следующем уровне проектирования должны появиться более конкретные документы, в которых будут детально проработаны возможности по территориальной привязке тех или иных городских объектов. Генеральный план в привычном понимании предполагает детальную проработку на весь город в долгосрочной перспективе. Однако жизнь быстро меняется, и довольно жесткие рамки генплана могут стать тормозом для развития города. Разрабатывая генплан на 15–20 лет, мы не можем сказать точно, какие технологические изменения произойдут за это время, а город должен быть адаптивен к изменениям. Думаю, для мегаполисов, где живет свыше миллиона человек, более походящим является инструмент мастер-планирования.
Теги: #