«Стройка – такая сфера, где качество работ на глаз не определить»

«Стройка – такая сфера, где качество работ на глаз не определить»

«Стройка – такая сфера, где качество работ на глаз не определить»
«Стройка – такая сфера,  где качество работ на глаз не определить» Фото: Полина Наседкина
Олег Антосенко об уровне современного строительства, причинах нарушений и задачах, стоящих перед Мосгосстройнадзором

Первым гостем рубрики «24 этаж» в этом году стал председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы Олег Антосенко, отметивший на днях 60-летие. Специфика работы возглавляемого им ведомства заключается в высокой динамике развития столицы, реализации значимых программ и масштабных проектов. О том, как осуществляется государственный строительный надзор сегодня, об опыте и планах комитета председатель Мосгосстройнадзора рассказал в интервью «Московской перспективе».

В феврале исполнилось пять лет, как вы возглавили Мосгосстройнадзор. За это время в градостроительной политике Москвы произошли значительные изменения. Как они отразились на работе комитета?

– Наши функции и задачи остаются неизменными. Комитет осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, региональный строительный надзор, в том числе за уникальными объектами, а также федеральный надзор по переданным полномочиям за объектами метрополитена.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года 218-ФЗ комитет обязан подавать в Росреестр заявления о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет с приложением технических планов.

Раньше застройщики, выполнив работу и получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, могли годами ставить его на кадастровый учет. А это недополучение бюджетом города денежных средств в виде налогов. Сейчас же благодаря эффективному взаимодействию с органами Росреестра нам удалось добиться постановки на кадастровый учет 83% объектов недвижимости против 7% за период, когда застройщики напрямую подавали заявления на регистрацию. Это позволило своевременно сформировать налоговую базу по объектам недвижимости.

В части перевода документов в электронный вид за последнее время произошли какие-либо изменения?

– Все госуслуги, за исключением уведомлений о начале и окончании строительства объектов ИЖС, мы оказываем в электронном виде. Срок рассмотрения заявлений на оформление разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию не превышает 7 рабочих дней, а в случае оформления ЗОС (заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации) – 5 дней вне зависимости от типа объекта капитального строительства.

Перевод услуг в электронный вид – одна из форм снижения административных барьеров, позволяющая экономить время и средства. Застройщику не требуется приходить в Мосгосстройнадзор для их оформления. Все это он сделает удаленно, используя личный кабинет на портале mos.ru.

Как результат – только в 2018 году Мосгосстройнадзор оформил 1771 первичное разрешение на строительство новых объектов общей площадью 25,4 млн кв. метров.

Что касается надзора, ваша деятельность претерпела изменения?

– Да, и в первую очередь за счет создания ГБУ «ЦЭИИС» (Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве).

Стройка – это вообще такая сфера, где качество выполненных работ на глаз не определить. Поэтому мэр Москвы Сергей Собянин при поддержке главы стройкомплекса столицы Марата Хуснуллина принял решение о создании Центра экспертиз на базе Мосгосстройнадзора.

За все годы моей работы в комитете я немало времени отдал развитию ЦЭИИС, который сегодня имеет свое здание и полностью укомплектован новейшим измерительным и испытательным оборудованием. Центр выполняет более 300 видов испытаний и свыше 180 видов работ – начиная с обследований, связанных с разработкой котлована, и заканчивая внутренней отделкой зданий.

Специалисты ЦЭИИС внесли много изменений в госстандарты, в методики испытаний, разработали собственные методики, которых не было до настоящего времени.

Эксперты центра оказывают незаменимую помощь нашим инспекторам. Только в 2018 году центр провел по заданию Мосгосстройнадзора более 16,5 тыс. испытаний и обследований выполненных на стройках работ и применяемых материалов, а 51 объект прошел оценку на соответствие показателям энергоэффективности. Подобных возможностей нет больше ни у кого из надзорных строительных органов в России. Для обмена опытом к нам приезжают даже из стран СНГ.

Какие объекты попадают под ваш контроль?

– Градкодекс делит строящие объекты на поднадзорные и неподнадзорные. Неподнадзорные – это так называемые объекты низкого риска: ИЖС, а также площадью до 1500 кв. метров и не более двух этажей высотой. Остальные, за некоторым исключением, попадают под надзор комитета. Это фактически большинство объектов капитального строительства.

Как часто проводятся проверки?

– В 2017 году были внесены изменения в законодательство в части перехода на риск-ориентированный подход при осуществлении строительного надзора. Установлены три категории риска, которые определяют предельное количество проверок за период строительства. На основании этого формируются программы проверок на текущий год.

Самая высокая категория риска – жилые дома, объекты с массовым пребыванием людей: школы, детские сады, различные центры. За весь период строительства на таком объекте необходимо провести 12 проверок.

Получается, что если мы возьмем дом, строящийся в течение двух лет по программе реновации, то проверки на объекте будут выполняться раз в два месяца. А если застройщик или подрядчик нарушат те или иные требования более трех раз в год, мы имеем право увеличить количество проверок в два раза.

Строители стали меньше нарушать?

– Дело в том, что в Москве много строительных организаций, строительный рынок хорошо изучен, все генподрядчики и застройщики прекрасно понимают, что схалтурить у них не получится. К тому же качество надзора в Москве на достаточно высоком уровне. К каждой шестой проверке привлекаются строительные лаборатории ГБУ «ЦЭИИС».

Подрядчик, даже скрыв неправильно выполненную работу, например, замонолитив конструкцию, понимает, что мы приедем к нему с оборудованием, которое вычислит, какая арматура и какого диаметра применялась, определит количество арматурных элементов и их характеристики и проверит качество бетона.

А когда обман со стороны подрядчика раскрывается, он несет двойные, а то и тройные издержки. Попадает на серьезные штрафные санкции и переделывает всю неправильно выполненную работу.

На ваш взгляд, каковы основные причины нарушений – халатность строителей, их непрофессионализм или желание сэкономить на материалах?

– Причины разные. Одна из них – низкое качество стройматериалов. Дело в том, что подрядчик, приобретая кирпич, цемент, бетон или шпатлевку, получает на них сертификат качества. А у нас 99,9% строительных материалов подлежат добровольной сертификации. Да и сертификат, к сожалению, можно «нарисовать» любой и отправить с партией стройматериалов на объект.

Подрядчик, в свою очередь, должен предоставить этот документ нам с целью подтверждения, что такой-то стройматериал соответствует требованиям проекта. Ответственность в данном случае ложится и на него, и на завод-изготовитель, но штрафные санкции при обнаружении несоответствия несет подрядчик, поэтому переделывать работу тоже ему придется.

А другая причина – низкое качество ведения строительного контроля заказчиками и подрядчиками.

Дома по программе реновации требуют с вашей стороны особых подходов?

– На базе ГБУ создано и успешно работает подразделение по контролю за строительством жилья по программе реновации. Выделены специалисты, закуплено оборудование. Безусловно, один из главных акцентов – вопрос качества отделки. В прошлом году на 33 новостройках с участием ГБУ «ЦЭИИС» провели 120 проверок, по результатам которых оформили свыше 2 тысяч заключений. В этом году эта работа приобретет еще более масштабный характер: мы ставим перед собой задачу выполнить 4 тысячи работ на объектах реновации.

Качество отделки квартир в домах по реновации нареканий не вызывает. В основном выявляются мелкие нарушения, например, отслоение обоев, неровность укладки плитки, которые оперативно устраняются. Можно с уверенностью сказать: москвичи из сносимых пятиэтажек получают качественное, добротное жилье.

Через ваше ведомство проходят надзор объекты метро. Какое место это направление занимает в вашей деятельности?

– Объекты метрополитена отличаются особой сложностью. Этим объясняется то, что в их отношении осуществляется несколько видов надзора – стройнадзор, энергонадзор, горный надзор, промбезопасность. Наше управление по надзору за объектами метрополитена включает подразделения, которые занимаются всеми перечисленными сферами. Собственно, это и было поручено мне, когда я пришел в 2013 году в эту организацию на должность первого заместителя руководителя. Такая потребность возникла в связи с тем, что в конце 2012 года Ростехнадзор передал нам свои надзорные полномочия. В связи с этим пришлось искать кадры, создавать структуру. Теперь деятельность управления распространяется на всю территорию Москвы. А об объемах выполненных нашими инспекторами работ свидетельствуют объемы сдачи. За время, прошедшее с момента создания управления, было введено в эксплуатацию 36 станций метро, десятки километров линий и несколько электродепо.

В ходе возведения таких объектов возникают потребности что-то переделать, перестроить, если у инспектора есть претензии к качеству?

– По сути, никаких переделок на объектах метрополитена быть не должно. Именно поэтому уже внутренний контроль осуществляется на высочайшем уровне. Даже открытая проходка в условиях стесненной застройки – очень сложный процесс. И все процессы по своей сложности именно такие. Поэтому и специалисты работают соответствующие. Они имеют огромный опыт, обладают определенными знаниями, квалификацией в сфере метростроения. К тому же сама система проверки отличается, например, количеством выездов наших инспекторов. Это же можно отнести к сфере объектов уникальных, например, высотных (выше 100 метров) или большепролетных.

Ваши управления специализируются по надзору за обычными проектами, за объектами метро и уникальными. С метро все понятно – в год метро сдача линий и станций метрополитена шла рекордными темпами. Доля уникальных объектов в городе растет или пока это лишь штучные сооружения?

– Уже не штучные. Могу судить по той нагрузке, которая лежит на управлении, занимающемся этой темой. Один из последних примеров – «парящий мост» в парке «Зарядье». Большепролетный консольный объект – это, конечно, необычное решение. В числе таких сооружений могу назвать БСА «Лужники», Центральный стадион «Динамо» в Петровском парке и Концертный зал в парке «Зарядье».

Надо отметить еще и то, что в центре города с его плотной застройкой практически каждая стройплощадка становится уникальной. Заглубление объекта вниз даже на три этажа, в силу понятных ограничений, ставит задачу, которая не решается обычными методами. И в этом есть потребность. Город и его центр не могут не развиваться.

От проектировщиков часто приходится слышать, что BIM-моделирование уже широко применяется в строительстве. Ваши функции это меняет?

– Сейчас создана рабочая группа по внедрению BIM-технологий. В соответствии с этим должен быть полностью подготовлен и реализован проект жилого дома, который будет построен за счет бюджета на востоке Москвы. Мы уже подготовили свои предложения, включились, в подготовительную работу. Я считаю ее очень важной и перспективной, в том числе и для надзора: эта технология позволит полностью в деталях видеть и оценивать всю картину. Какие материалы применяются, как они себя проявляют в различных узлах и конструкциях, с какими элементами сопрягаются. Все это можно будет понять по электронной модели, не переворачивая листы бумаги. Это должно значительно сократить время строительства и внесение изменений в проектную документацию.

Какие перспективные задачи стоят перед вашим ведомством в этом году?

Наши задачи связаны с реализацией городских программ. Например, строительство метро на протяжении шести лет остается одним из основных наших направлений. Но, по всей видимости, приоритетной будет работа в рамках программы реновации. В связи с этим существенно вырастут наши объемы работ – примерно на 18–20 процентов. Мы уже получили за два последних месяца 2018 года порядка 60 объектов. До конца первого полугодия их число увеличится еще на 110. Это требует с нашей стороны некоторых кадровых корректировок. С учетом того, что по разным округам Москвы объемы строительства разные.

Большие задачи стоят и перед нашим ГБУ. Сейчас оно полностью обеспечено современным оборудованием. Мы располагаем 1040 единицами испытательных и измерительных приборов.

Основные планы связаны с разработкой методик и нормативов. Определенные результаты уже есть. И по итогам этой деятельности при партнерстве с другими отраслевыми ведомствами мы проводим конференции. Сотрудники ГБУ «ЦЭИИС» участвуют в разработках методик и ГОСТов по применению новых материалов. Это очень важно, потому что линейка строительной продукции быстро обновляется и расширяется.

Хочу особо подчеркнуть: обеспечение надлежащего качества строительства зависит от всех участников инвестиционно-строительного процесса. Поставленные задачи должны решаться сообща, совместными усилиями. Когда все участники строительства работают слаженно и добросовестно, получается хороший результат.

Теги: #