22 мая 2025
21:14
Тимур Башкаев об итогах важнейшего градостроительного конкурса
Тимур Башкаев об итогах важнейшего градостроительного конкурса

В апреле Москомархитектура объявила итоги конкурса на общественно-деловой комплекс «Фили» – победителем признали проект «Филевские сады», разработанный архитектурным бюро Тимура Башкаева. «Московская перспектива» встретилась с архитектором, чтобы поздравить с заслуженной победой и узнать, чем лауреат живет накануне серии как личных, так и профессиональных юбилеев – в этом году бюро АБТБ отмечает тридцатилетие работы. Остужая шампанское, чтобы отметить успех, команда бюро одновременно готовилась к персональной сессии на выставке АРХ МОСКВА и оформляла допуск на стройплощадку городского вокзала Петровско-Разумовская для студентов МАРХИ, где преподает Тимур Истанович.
Представляя лауреата конкурса, главный архитектор города Сергей Кузнецов отметил, что проект-победитель получился изящным и сбалансированным, с выразительной и узнаваемой архитектурой. Чем ваша идея покорила жюри? «Филевские сады» во многом уникальный проект: проспект Багратиона накроют искусственной платформой высотой в несколько этажей. Основное строительство будет идти над дорогой. Проект интересен масштабом, функциональным назначением и социальной ролью. Ядром конструкции будет крупный общественный центр, где можно проводить мероприятия городского и агломерационного значения. Это может быть концертный зал, музей или другая необходимая городу функция. В итоге проект будет обладать не только инвестиционной привлекательностью, но и большой социальной значимостью.
Название «Филевские сады» намекает на то, что в основе концепции предусмотрено зеленое пространство.
– Да, в объекте предусмотрена эксплуатируемая кровля. В основу заложена террасированная структура открытых озелененных пространств. Большинство помещений на платформе будут иметь выход в эти сады, а из панорамных окон откроется прекрасный вид на природный парк с полноценными деревьями и ландшафтным дизайном. В центре садов появятся открытые для свободного посещения спортивные площадки, беседки, места для отдыха и развлечений.
У проекта есть и высотная часть – башня высотой в 300 метров. Это примерно 7–8-е место в актуальном на сегодня рейтинге высоток. Рассчитываете попасть в первую десятку небоскребов?
– Дата реализации проекта – 2031 год, за это время рейтинг наверняка поменяется. Такие небоскребы станут обыденностью для города. Москва входит в эпоху, когда мы увидим истинный вертикальный многоуровневый город, где по «этажам» будут мультиплицированы уже городские функции – транспорт, озеленение, парковки, жилье, офисы и т.д. Значение таких транспортных хабов в том, что они стимулируют развитие прилегающих территорий, как это случилось с МЦК, которое кардинально изменило весь городской ландшафт бывшего «ржавого пояса».
Взгляд пассажиров МЦК в дороге падает и на отреставрированные «пряничные» исторические вокзалы Московской кольцевой железной дороги, которая превратилась в МЦК. Говорят, что своим сохранением они обязаны вам, главному архитектору МЦК, решившему строить новые станции в стороне от прежних.
– МЦК – важнейший проект в моей биографии, но приписывать себе чужие идеи не буду. Стратегическое решение о том, чтобы вынести вокзалы МЦК за границы существующих исторических станций МКЖД, изначально предпринято Генпланом. Мы начинали работу уже с утвержденной градостроительной концепцией.
Напомните, пожалуйста, как это проходило. Проекты всех станций вышли из вашего бюро?
– В Москве нет команды, которая могла бы за короткое время, что отвели на проект, разработать все станции. Над огромным проектом работали 4-5 крупных институтов Москвы. Мы выиграли конкурс МКА на дизайн-код терминалов МЦК и подготовили архитектурные концепции всех наземных станций. Проработали пространственное решение, формообразование и придумали цветовой код – общее оформление и цветовую навигацию внутреннего пространства. Когда город принял эту концепцию, под нашим надзором были выполнены 23 станции МЦК из 31.
И бывший «ржавый пояс» превратился в ожерелье, где, подобно бриллианту, засверкал городской вокзал Нижегородский, поглотивший и одноименную станцию МЦК. Над обликом этого важнейшего хаба также работала ваша команда.
– Да, это наш проект. И он тоже по-своему уникален – здесь пересекаются несколько транспортных потоков: Некрасовская линия метро, БКЛ, станция МЦК и Горьковское направление Московской железной дороги с МЦД-4. Сейчас наше бюро работает над следующим масштабным объектом – городским вокзалом станции Петровско-Разумовская. Мы также сделали несколько проектов для МЦД-1: Одинцово, Лобня, Кунцевская и другие. Некоторые еще в проекте, а станция МЦД-1 Окружная в составе мощного одноименного городского вокзала уже принимает пассажиров.
Есть ли в вашем портфолио станции метро?
– Да! Нам посчастливилось поработать в Московском метрополитене. Это станция «Мнёвники». Очень важный для нас проект, который был предметом второго международного конкурса на станции БКЛ, инициированного Москомархитектурой. И нам удалось его выиграть. Это был колоссальный опыт для нашего бюро, который мы использовали в других проектах для столичной подземки – например, накрытие наземного участка ветки «Саларьево» – «Коммунарка», станция «Южный порт» и другие.
Как вы вовлечены в реновацию?
– В числе 20 бюро мы участвовали в первом конкурсе на реновацию. Потом разрабатывали архитектурные концепции для нескольких проектов планировки территорий кварталов реновации. Потом была работа над обликом кварталов реновации – мы сделали несколько дизайн-кодов для разных районов Москвы. По одному из этих проектов идет реализация большого района реновации Нижегородский. Впереди еще много работы, и мы надеемся на успешную реализацию!
Вам приписывают термин «транспортная революция». Что вы в него вкладываете?
– Я действительно считаю, что Москва совершила настоящую транспортную революцию. И не разделяю сарказма про «Москва похорошела». Транспортная революция привела к резкому скачку качества жизни, наша столица реально стала одним из лучших мегаполисов мира. Эволюция общественных пространств, реновация, каскад новых спортивных и образовательных объектов, включая Бауманку и МГУ, – это все результат огромных усилий города по его преобразованию. Развитие транспортного каркаса формирует большую агломерацию Москвы. Теперь из Лобни благодаря системе экспрессов можно доехать до центральной части города за 20 минут. Есть много направлений, где раньше электричкой пассажиры добирались часа полтора, а сейчас экспрессом можно доехать в несколько раз быстрее. Чем лучше работает общественный транспорт, тем быстрее расширяется агломерация и большее число людей вовлекается в активную жизнь города.
На АРХ МОСКВЕ у вас своя секция «Тимур и его команда». Кто входит в вашу команду и о чем будете беседовать?
– Есть разные формы существования бюро и способы совместной творческой работы. Мы расскажем о своем методе. Я попрошу ребят рассказать о проектах, реализованных по итогам внутренних конкурсов бюро. Мне очень нравится такой подход – он работает на сплочение команды и поддерживает здоровую конкуренцию. Сейчас в составе есть ядро, которое работает со мной по 25–30 лет, и есть талантливая молодежь – многие из которых мои бывшие студенты, выпускники МАРХИ, где я уже более 20 лет преподаю на кафедре «Архитектура общественных зданий». Я очень ценю молодых коллег. В каждом поколении есть очень талантливые ребята, местами талантливее нас, с ними надо общаться, обмениваться опытом. Со временем они придут нам на смену и станут архитектурной элитой нашей страны.
КРУПНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИЗ СТОЛИЧНОГО ПОРТФОЛИО БЮРО АБТБ:
• 23 станции МЦК, включая городской вокзал Нижегородская
• метро «Мнёвники»
• медиацентр и «Заповедное посольство» в «Зарядье»
• арт-объект «Московские кольца»