Топ трендов мебельной промышленности - Московская перспектива
Топ трендов мебельной промышленности

Топ трендов мебельной промышленности

Топ трендов мебельной промышленности
Топ трендов мебельной промышленности
События последних лет напрямую повлияли не только на стройку, но и на смежные сферы – например, производство мебели. А уход с рынка IKEA открыл новые возможности. Воспользовались ли российские мебельщики шансом занять нишу, растет ли производство и ассортимент, что делается для развития мебельной промышленности России? Эти и другие вопросы МП обсудила с Максимом Валецким, сооснователем, председателем совета директоров интерьерной компании Mr.Doors.

Какая ситуация на мебельном рынке складывается сейчас, если говорить об основных показателях и трендах по сравнению двумя 2022 и 2023 годами? 

Из последних трех лет наибольшая динамика роста была, конечно, в 2022 по отношению к предыдущим периодам. Это объяснялось понятными причинами и желанием россиян инвестировать имеющиеся накопления в тех геополитических реалиях. Кроме того, на тот период приходился бум ввода жилой недвижимости, которую нужно было со временем обустраивать. Все эти факторы тогда сыграли на руку основным крупным игрокам рынка и позволили достигнуть существенных показателей со знаком плюс. Если верить данным аналитических компаний, то объем рынка товаров для дома (куда входит и мебель) с 6 трлн рублей в 2022 году вырастет по итогам 2024 до 8,1 трлн рублей и динамика на ближайшие годы сохранится.

Что же касается каких-то знаковых трендов, то мы продолжаем фиксировать интерес россиян к укрупнению заказов, а именно: к росту количества позиций в одном чеке. Это говорит о комплексном подходе к обустройству жилья и нас, как производителей, это, безусловно мотивирует к развитию. Эту же позитивную динамику мы наблюдаем и в работе с B2B-клиентами, крупными застройщиками, отельерами, медицинскими клиниками.

Поделитесь вашим примером деятельности в новых условиях?
В 2022 году мы приняли решение расширять ассортимент, дополнив его такими позициями, как текстиль для дома, мягкая мебель собственного производства и параллельно занялись совершенствованием собственных производственных площадок в Московской области и Костроме, ведь одно без другого невозможно. Продолжаем работать в этих направлениях и уже видим очевидные результаты такой деятельности. Кроме того, к уже вышеупомянутому вопросу про инвестиции россиян- мы фиксируем интерес со стороны потенциальных франчайзи-партнеров. Покупка мебельной франшизы уже несколько лет в ТОПе по показателям прибыльности при довольно незначительной включенности потенциального партнера в бизнес-процессы. Развиваем и усиливаем работу в этом направлении.

Удалось ли сгладить эффект от ухода западных производителей, особенно таких гигантов, как Ikea? Каким образом?
Мы напрямую не ощутили на себе какое-то существенное влияние от ухода таких игроков, поскольку изначально занимали разные ниши. Безусловно, в точки зрения рынка в целом, уход любого значимого игрока запускает определенные механизмы, но опытные игроки могут этим воспользоваться в собственных интересах и попытаться занять пустующие ниши. В большей степени уход игроков типа шведского гиганта сказался на конечных потребителях, которые были вынуждены искать альтернативные варианты в том же ценовом сегменте.

Тем не менее, мебель европейского производства в России есть до сих пор. Как она попадает в страну? Что с ценами?
Да, кто-то из европейцев и даже американцев на российском рынке остался. Некоторые распродают остатки складских запасов, другие- ввозят по параллельному импорту. Однако, все чаще в профессиональной среде мы слышим о проблемах с поставками, срывах сроков на объектах клиентов и это, конечно, накладывает определенный отпечаток. И цены на такие изделия за счет изменения логистических цепочек существенно выросли.

На место производителей из “недружественных” стран пришли их конкуренты из стран-союзников России. Из каких именно стран и какая мебель сейчас привозится в страну? Каково её качество и цены?
Сегодня на российском рынке можно встретить и турецких, и китайских производителей и некоторых других. Однако, пока мы не отмечаем, что их заметность на российском рынке значительная. В реалиях последних лет потребители выражают большее доверие российским производителям, гарантирующим качество, сроки и так далее.

Возможно, сейчас не лучшее время для выхода на зарубежные рынки, но такие задачи российские производителя ставят и ставили. Как сейчас обстоит дело с этим? Какие страны осваивают, планируют осваивать российские компании?
Безусловно, мы видим попытки коллег выходить на дружественные рынки, Ближний Восток, в частности. И некоторые можно назвать вполне успешными. Для себя мы пока не рассматриваем традиционную модель открытия салонов в других странах, поскольку больше заинтересованы в адаптации бизнес-модели, включающей полный производственный цикл. Ведем переговоры на этот счет.

Вновь вернемся к теме российского рынка и импортозамещения. Почему до сих пор не удалось создать что-то близкое к формату Ikea? Ведь остались их фабрики, магазины, есть сырье?
Не стоит забывать, что формат ИKEA - это не просто производство и продажа товаров для дома. Большая часть товаров производилась именно в России, но это целая философия потребления, грамотно упакованная с точки зрения маркетинга. Думаю, на сегодняшний день вопрос заключается именно в этом, в формировании определенного «вкусного продукта», если хотите. Что же касается попыток российских игроков заменить ИКЕА, то шаги в этом направлении делаются некоторыми нашими коллегами, и со временем, мне кажется, у них это получится.

Почему цены на хорошую российскую мебель такие высокие? Скажем, хорошие кухни стоят от 1 млн рублей? Что должно произойти, чтобы они снизились?
Цена на производимую продукцию складывается из множества факторов, в том числе от запросов конечного потребителя. Сегодня на российском рынке достаточное количество вариаций в разных ценовых сегментах и покупатели имеют возможность выбора. Понятно, что производитель продукции в высоком сегменте не имеет право использовать некачественные или небезопасные материалы, дешевую фурнитуру и так далее. Все это впоследствии сыграет ему не на руку. Из этого складывается многолетнее доверие клиентов, их повторные обращения, рекомендации друзьям, близким. А насчет указанной цифры в 1 миллион рублей – я бы поспорил. Нужно понимать запрос клиента, видеть дизайн-проект, параметры самого помещения и так далее. Мы, к примеру, всегда готовы предлагать вариативность в зависимости от потребностей потребителя.

Какие проблемы и вызовы для отрасли вы видите, как участник рынка?
Я не открою Америку, если скажу, что при рекордно низкой безработице многие участники рынка и крупные производители, в частности, остро нуждаются в работниках самых разных специальностей. Это проблема, которую необходимо решать в масштабах страны, стимулировать интерес молодежи к работе на производствах.
Кроме того, многое в перспективе будет зависеть от рынка недвижимости. Ввод жилых и нежилых объектов, ставки по ипотеке, льготы- все это напрямую отразится на мебельной отрасли.

Чего не хватает в плане госрегулирования? Что и как нужно изменить?
Считаю необходимым уравнение пошлин на ввозимую из дружественных стран мебель. Так, например, размер пошлины при поставках российской продукции в Турцию составляет от 30 до 60%, тогда как для турецких производителей при ввозе на территорию России они варьируются от 9 до 12%. А что касается продукции из недружественных стран – хотелось бы зеркально ответить полным запретом на ввоз продукции.Также мы очень рассчитываем на пролонгацию программы поддержки производителей через Фонд развития промышленности. Такие программы способствуют развитию, совершенствованию и масштабированию российских компаний.

Ваш прогноз по развитию отрасли в ближайшие годы и в более долгосрочной перспективе?
Хотелось бы верить в прогнозы аналитических компаний, которые заявляют о росте объемов рынка вплоть до 2028 года. Такой сценарий кажется мне вполне достижимым и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Мнения экспертов
Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России

• Российские потребители практически не ощутили ухода IKEA. По своей сути, IKEA — это лишь сервис, который занимался реализацией продукции. Мебель для шведской компании производилась внутри страны. Поэтому после ее ухода с рынка ее доля была мгновенно перераспределена между российскими производителями, включая бывших производителей IKEA.

• Конечно, уход IKEA был достаточно громким, но ее доля на российском рынке составляла только 5%. При этом сила компании была вовсе не в производстве, а сервисе. С уходом IKEA потребители лишились места, где можно было бы купить все и сразу, от кровати до мягкой игрушки и батареек. Но наши мебельщики не стоят на месте и уже сегодня предлагают аналогичные сервисы. Что касается мебели, то те предприятия, которые ее выпускали для IKEA, работают в России и продолжили ее выпускать, такую же или очень близкую по характеристикам. Поэтому никакой проблемы с наличием продукции на рынке не возникло.

• К сожалению, российская мебельная отрасль является импортозависимой. Фурнитура, ткани, лаки, краски и другие компоненты в основном привозятся из других стран, поэтому зависимость по некоторым достигает 90 или даже 100%. Например, доля фурнитуры в стоимости мебели может доходить до 40% от ее стоимости. Поэтому колебания курса рубля существенно отражаются на себестоимости производства продукции. Но при этом отечественные мебельщики всеми силами всеми силами сдерживают рост цен.

• Хочу отметить, что цены на мебель ниже уровня общей потребительской инфляции. В целом инфляция в России на конец третьего квартала составила 5,8% в годовом исчислении, а мебель подорожала лишь на 4,3%. Если сравнивать ситуацию в сентябре 2024 года и сентябре 2023 года, то мебель тоже держится скромнее: потребительские цены в сентябре выросли на 8,6% против уровня сентября 2023 года, а мебельные — только на 8,1%.

• На большинство категорий мебельной продукции цены с начала года повысились лишь на 2–7%: на столько подорожали шкафы для столовой, гостиной и кухни, стулья, табуреты, детские кровати, гарнитуры для гостиных и столовых и диваны.

• На данный момент отрасль демонстрирует уверенный рост. По итогам 2023 года были достигнуты рекордные показатели — производство выросло на 25% в стоимостном выражении до 458,9 млрд рублей, а в натуральном выражении рост составил 34% до 95,8 млн единиц мебели. В 2024 году рост продолжается, хотя темпы замедлились — за 9 месяцев производство увеличилось на 18% с натуральном выражении, и на целых 20% в стоимостном. Но несмотря на некоторое замедление темпов роста, он остается выше среднего. В 2020-2022 годах он составлял около 8,5%. Поэтому это все еще очень хороший показатель, превышающий средние темпы прошлых лет.

• К сожалению, отмена льготной ипотеки, которая поддерживала спрос на покупку квартир в новостройках и, соответственно, на мебель, негативно отразится на росте отрасли. Рынок новостроек играет важную роль для мебельных фабрик, на них приходится около 15% от всех продаж мебели. Кроме того, высокие ставки по потребительским кредитам и ужесточение условий для заемщиков также неблагоприятно сказываются на динамике рынка. Поэтому в следующем году мы ожидаем продолжение роста, но более медленными темпами — на уровне 12-15% в стоимостном выражении по отношению к 2024 году.

Александр Шнурко, операционный директор ООО «Монзе»
• Отчасти уход IKEA сгладить удалось. Но есть в концепции бренда то, что российские компании не заместили, и, скорее всего, в перспективе нескольких лет этого не случится. Ключевое преимущество IKEA — в созданной ею экосистеме, которая включает не только коллекции мебели, но и дополнительные товары, продуманную до мелочей совместимость позиций из разных отделов, их адаптивность под разные задачи пользователя, выстроенные «от» и «до» процессы внутри самого ритейлера и многое другое. С точки зрения экосистемы заменить шведский бренд пока невозможно. Нужны компании, располагающие достаточным количеством ресурсов, чтобы воссоздать эту идею на российском рынке, но даже крупные игроки не взялись за нее.

• Кроме масштабной экосистемы и узнаваемого дизайна, IKEA использовала в своей работе большое количество инновационных решений, и все это также сложно повторить в короткий промежуток времени. Что касается ассортимента товаров, то отечественным производителям удалось наполнить магазины и маркетплейсы. При этом качество многих российских изделий часто превосходит ушедшие иностранные бренды. Так что дефицита нет и не предвидится. Более того, можно купить аналоги, копии IKEA — из других материалов, но очень похожие по стилю и цветовым решениям. В продаже встречаются даже оригинальные изделия, которые ввозят по параллельному импорту, хотя и по завышенной цене.

• Стоимость материалов значительно выросла за последние три года. С нового года мы ожидаем очередное удорожание — в частности, ЛДСП примерно на 10%. Цена на продукцию для потребителя обусловлена стоимостью материала. Также значительную долю занимает фонд оплаты труда, а ситуация с дефицитом кадров пока не меняется к лучшему. Велика и зависимость фурнитуры от курсов валют, а ее нужно приобретать в больших объемах. И, наконец, внешние факторы также «диктуют» свои условия. Например, большую роль играет арендная ставка на производственные, складские площади. Она росла весь 2024 год.

• Как многие другие сферы экономики, мебельная отрасль сталкивается с большим количеством вызовов: это и сложности с подбором кадров, и влияние инфляции, и ограничения по поставкам различных комплектующих. Тем не менее, бизнесу удалось в значительной мере локализовать производство, занять существующие ниши, в которых ранее работали иностранные коллеги по рынку, и выйти в совершенно новые. Например, организовать проектные производства по комплектации первичных квартир благодаря тренду на меблировку от застройщиков.

• Российские компании внедряют инновационные технологии, отслеживают мировые тенденции в дизайне, что позволяет им создавать актуальную и качественную мебель. Пока еще недостаточно проработана имиджевая составляющая, в связи с чем российская продукция часто воспринимается как «вынужденный аналог» зарубежным брендам. Однако мы уверены, что и это скоро изменится.

Теги: #