Транспортная инфраструктура – драйвер развития новой Москвы - Московская перспектива

Транспортная инфраструктура – драйвер развития новой Москвы

Транспортная инфраструктура – драйвер развития новой Москвы
Транспортная инфраструктура – драйвер развития новой Москвы
Владимир Жидкин встретился с редакцией газеты «Московская перспектива» и подвел итоги семилетней работы на территории ТиНАО

Накануне семилетия со дня создания департамента развития новых территорий, которое отмечалось 22 мая, редакция газеты «Московская перспектива» встретилась с руководителем ведомства Владимиром Жидкиным. В ходе беседы он рассказал о главных принципах работы в ТиНАО, о новом облике новой Москвы, а также поделился амбициозными планами на ближайшие несколько лет.

Владимир Федорович, что, на ваш взгляд, стало главным достижением семилетней работы возглавляемого вами департамента?

– Пожалуй самое важное – это одновременное проектирование и строительство. Этот принцип помог нам развивать территорию, разрабатывать генеральный план, территориальные схемы и проекты планировок. За все это время у нас не произошло ни одной накладки. К примеру, ни одна дорога не прошла там, где уже что-то построено или запланировано к возведению. Такой подход полностью оправдался, хотя специалисты говорят, что сначала нужно все спроектировать и только потом строить. Такой метод используется в Большом Париже – 10 лет там проектировали и только потом начали работы на площадках. А мы за семь лет сделали колоссальный объем, так что с уверенностью могу сказать, что наш механизм работает и мы выбрали верный путь развития.

Как выглядит новая Москва сегодня?

– Если посмотреть на то, что строилось на присоединенных территориях до 2012 года, и на то, что возводится в ТиНАО сегодня, разница видна невооруженным глазом. Все объекты получают современные фасады, появилось огромное количество природных комплексов и мини-парков. Этот принцип формирования комфортной среды является для нас основным при создании любого проекта. Недавно я ездил в поселение Новофедоровское в деревню Яковлевское. Первое, что пришло мне на ум, – Швейцария. Там благоустроен парк площадью 12 га: сосновый лес, озеро – красота невероятная. Совсем недавно это была обыкновенная деревня, а сейчас это современный, отвечающий всем требованиям комфортной городской среды поселок.

Можно ли сказать, что сегодня вся территория ТиНАО похожа на него?

– Мы к этому идем. С момента присоединения территорий и начала развития новой Москвы мы заявили о создании точек роста, каждая из которых является центром комплексного развития, самодостаточным моногородом, в котором есть все, что необходимо для жизни. Это жилье, рабочие места, социальные и культурные объекты, пространства для отдыха. А самое важное – что каждый такой моногород связан между собой транспортными артериями, и, по сути, из одной точки ТиНАО в другую добраться можно за 15 минут, невзирая на довольно большие расстояния. Все семь лет мы придерживаемся этого принципа, и для реализации такого крупного проекта он является едва ли не основным.

Сколько потребовалось средств на реализацию такого масштабного замысла?

– В 2012 году инвестиционная емкость проекта оценивалась в 7 трлн рублей. Но тогда финансовые реалии были несколько иные, и сегодня цифры будут другими. Семь лет назад распределение было таким: триллион выделяется из бюджета города, остальное – инвестиционные средства. Ко дню рождения ТиНАО мы подойдем к расходной планке в 1 трлн. Из этого объема 1/5 часть – бюджетные средства, остальное – инвестиционные. Но в дальнейшем это соотношение будет меняться в пользу сокращения бюджетных средств до 1/6. Сейчас главное – создать необходимую инфраструктуру, а дальше девелоперы при наличии дорог, метро и социальных объектов будут строить все больше и больше.

Застройка идет комплексно на всей территории?

– Пока что все перспективные объекты расположены до Центральной кольцевой автодороги. Сейчас нет смысла тратить бюджетные средства на сети дорог в отдаленных районах. Конечно, и там идет ремонт и все приводится в надлежащий вид, но в строительстве новых крупных магистралей пока мы не видим потребности. Сегодня основными точками роста являются Коммунарка, Троицк, Первомайское, Московский, Щербинка, Новофедоровское и Рязановское. При этом практически у каждого строящегося жилого комплекса есть рабочие места. Мы имеем в перспективном «портфеле» порядка 20 млн кв. метров жиль и 35 млн «квадратов» для строительства мест приложения труда и социальной инфраструктуры – то есть практически в два раза больше. При этом, как я уже говорил, все жилые комплексы строятся с учетом современных требований. Это нежилые первые этажи, общественные пространства, дворы без машин и социальные объекты. То есть 3–4 уровня комплексного освоения – квартал, район и центр градостроительного развития должны являться самодостаточными проектами. К 2035 году, по Генплану, в ТиНАО будет построено 56 млн кв. метров жилья. Расчетный срок может поменяться – может быть, сдвинется немного вперед, но пока ориентируемся на 2035-й. А общий объем недвижимости через 16 лет составит порядка 100 млн «квадратов». На сегодняшний день построено 15 млн. Пока что динамика немного отстает от необходимой для освоения такого объема, но мы постепенно наращиваем темпы. С каждым годом прирост составляет порядка 500–700 тыс. кв. метров.

Успевает ли «социалка» за такими темпами ввода жилой недвижимости?

– Строительство социальных объектов – одно из важнейших направлений нашей работы. На сегодняшний день уже введено в эксплуатацию 66 объектов, 52 из которых относятся к образованию, а в ближайшие три года мы построим еще 77. То есть объем ввода вырастет более чем в два раза. Причем до настоящего времени 5/6 из них строили инвесторы, а вот уже среди этих 77 объектов доля бюджетного строительства увеличится до половины. Это связано с тем, что раньше жители коттеджных поселков и СНТ приезжали только на выходные. А сейчас дачники становятся полноценными жителями ТиНАО, многие поселяются здесь. Кто-то прописывается и, соответственно, получает право обратиться к городу за предоставлением места в детском саду или школе. Из-за этого потребность населения в учебных заведениях резко возросла. Поэтому мы будем увеличивать строительство социальных объектов за счет городского бюджета.

Как обстоят дела с транспортной инфраструктурой?

– Мы часто слышали, что если в чистом поле строишь дорогу, то прилегающие к ней территории оживают. Мы стали счастливчиками реализации этой аксиомы. Опережающий темп строительства дорог дает мощный синергетический эффект к развитию прилегающих земель. Поэтому сейчас мы наращиваем темпы развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день у нас построено 157 км дорог, 117 находится в стройке, 139 – проектируем. Всего за четыре года планируем возвести 266 км магистралей. Если учитывать сроки и скорость, то за четырехлетний период будет построено в 2,5 раза больше, чем за прошедшие семь лет.

Причем речь идет не об одно-двухполосных дорогах, а о полноценных 4–6-полосных трассах. Это колоссальный объем, к концу 2022–2023 годов в ТиНАО будет проложено порядка 500 км новых дорог. Но такой высокий темп строительства себя полностью оправдывает. Как вы знаете, уже запущены четыре станции метро и еще четыре откроются в июне нынешнего года. Также здесь надо отметить, что как только появляется новая дорога, сразу появляются и новые автобусные маршруты. Недавно в ТиНАО открылся ТПУ «Саларьево», и туда сразу же переехало международное автобусное сообщение.