В этом году исполняется пять лет с момента открытия Ржевского мемориала советскому солдату - Московская перспектива
В этом году исполняется пять лет с момента открытия Ржевского мемориала советскому солдату

В этом году исполняется пять лет с момента открытия Ржевского мемориала советскому солдату

В этом году исполняется пять лет с момента открытия Ржевского мемориала советскому солдату
В этом году исполняется пять лет с момента открытия Ржевского мемориала советскому солдату
По силе высказывания этот величественный памятник приравнивают к классическим образцам монументального искусства прошедших десятилетий. Совершенно обоснованными воспринимаются и высказывания о том, что уже давно ничего подобного на эту тему на таком же уровне не создавалось. Яркое впечатление после открытия монумента дополнило удивление, когда выяснилось, что авторами Ржевского мемориала являются два молодых человека – скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. О том, как родилась идея композиции и как она реализовывалась, Андрей Коробцов рассказал корреспонденту «МП» накануне празднования 80-летия Великой Победы.

Андрей, расскажите, пожалуйста, как вы решили принять участие в конкурсе, кем он был объявлен и как была одержана победа?
– Открытый международный конкурс был объявлен Военно-историческим обществом. Организаторами был создан специальный сайт мероприятия. Эта и многие другие детали, а также то, как была поставлена задача, – увековечить память воинам Ржевских сражений – говорило о том, что конкурс будет серьезный. Участников было несколько десятков. Наверное, мы не отважились бы рискнуть и попробовать свои силы в нем, если бы знали, какие мэтры составят нам конкуренцию – Ковальчук, Рукавишников, Щербаков. И тем не менее на первом этапе мы представили работу, которую предлагали для Музея Победы. По сюжету это была фигура бойца, поднимающего знамя.

Первый тур не выявил победителей. Жюри написало в своей рецензии, что ни один из проектов не подходит и не соответствует предложенной теме. Все проекты, как и наш, были достаточно пафосные. Главная рекомендация для участия во втором туре выглядела так – добавить души… Честно говоря, решив продолжить свое участие, мы испытывали двойственные чувства. С одной стороны, было интересно, мы видели, что и конкурс крупный, и идея стоящая. С другой, понимая уровень конкуренции, не очень верили в удачу. Это и натолкнуло нас на мысль о том, что мы ничего не теряем, и решили, как говорится, «трэшануть», сделать то, что было бы интересно самим.

Мы поняли, что предлагать какие-то традиционные стелы и то, что соответствует известным подходам, не подойдет. Почитали про Ржевскую битву, поняли, что она, конечно, не относится к числу тех триумфальных сражений, какой была, скажем, Сталинградская битва. Это вообще не «про победу», это была трагедия. Сам пример города Ржева объясняет многое: до войны там было 500 домов, после битвы осталось три-четыре. Город в ходе страшных боев был полностью стерт с лица земли.
Относясь к поколению 80-х, расспросить об этом очевидцев мы уже не могли. Решили взять за образную основу стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Повествование в нем идет от лица убитого солдата. Идею растворения в воздухе сначала пытались выразить за счет лохмотьев его шинели – ничего не получилось. А потом родилась идея использовать символическое изображение журавлей.

Как это восприняли?
– Знаю, что итоговое решение жюри было единодушным – наш проект утвердили. Мы даже слышали, что это был чуть ли ни единственный случай, когда голосование по проекту было 100-процентным в пользу одной работы.

В церемонии открытия приняли участие президент РФ Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко. Во время открытия они выразили как-то свое, не официальное, а человеческое впечатление от вашей работы?
– Они хвалили и говорили, что памятник необычный. По их реакциям я видел, что им наш монумент нравится.

На днях в социальных сетях кто-то выложил четыре фото мемориала. Люди зафиксировали интересный момент: фигура солдата, подсвеченная прожекторами, отражается на плотном облаке, практически в два раза увеличиваясь в размерах.
– Мне уже присылали нечто подобное. В этом месте почему-то часто происходят такие оптические явления.

Памятнику в этом году исполняется пять лет. За этот период вы почувствовали, что стали классиком, академической фигурой в монументальном искусстве и пр.?
– Вы имеете в виду, разделило ли мою жизнь открытие монумента на до и после? Нет, жизнь и работа идут так же, как и до этого. Хочу подчеркнуть роль в этом проекте моего соавтора Константина Фомина. Принято как-то недооценивать вклад архитекторов в подобные проекты. Мы все придумали вместе, кроме того, архитектор продумывает всю композицию мемориала в целом – размещение объектов, их размер, как будут выглядеть подходы к нему и входные группы, стены окопа, выполненные из стали, а также деревья, светильники. Задумывалось так, что со временем большие деревья будут окружать фигуру солдата. На участке высадили краснолистные клены, рябину, которая считается армейским деревом.

В отношении вашей работы даже непосвященному понятна сложность технического воплощения задачи. Тяжелая и массивная фигура солдата установлена на стальные оси, которые и делают фигуру невесомой.
– Мы же не планировали победить, поэтому и не зацикливались на реалистичности способов воплощения нашей идеи. Но когда после завершения конкурса Военно-историческое общество собрало совещание и инженерам показали наш макет, они, конечно, схватились за головы. Но в итоге все получилось.

Создание монумента – это длительный с точки зрения производства процесс. Какой этап вам кажется наиболее сложным?
– Каждый этап имеет свои особенности. Но, наверное, выработка идеи, поиск образа – это наиболее мучительные процессы.

Андрей, известно, что в вы родились в Казахстане, выросли в Белгородской области. Лепить начали в четыре года. Потом была художественная школа. Как вы учились и пробивали себе дорогу в Москве?
– Приехав в Москву после окончания школы, я подал заявления во все профильные вузы столицы, и конечно,
в Строгановку. Но когда переступил порог Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, понял, что хочу учиться только здесь. И ни разу не пожалел об этом. Академия произвела на меня какое-то невероятное впечатление. Войдя в здание, я увидел огромную икону с изображением Спасителя. Она очень древняя – Его очертания лишь угадывались. На человека из провинциального города это произвело огромное впечатление. А потом в коридорах я увидел картины на патриотические темы.
Многие, кто пришел учиться в академию, уже окончили художественные училища. Я же отучился всего лишь в школе. Так что на начальном этапе мне пришлось догонять, работать больше. Учился на отделении скульптуры, так что сам Илья Глазунов, будучи художником, у нас не преподавал. Но я постоянно посещал конференции с его участием, где он говорил о предназначении художника, рассказывал о своем творческом пути. Это очень вдохновляло и придавало сил. И когда у меня происходит какой-то творческий кризис, я читаю его книгу «Россия распятая», она мне очень помогает.

Хочу подчеркнуть: обучение у него было абсолютно бесплатным. Абитуриенты были из самых разных регионов России. Академия обеспечивала нас всем необходимым для учебы, даже очень дешевым по стоимости проживания общежитием. Как говорится, только учись. Хотя и спрашивали с нас строго.

Чем вы занимаетесь сейчас?
– Есть несколько проектов в разработке. Например, памятник жертвам обстрелов в Белгороде. А в прошлом году в городе Ноябрьске в Ямало-Ненецком автономном округе в сквере «Опаленная юность» открылся памятник «Земля предков». Ранее в этом сквере, название которого мне сразу очень понравилось, находились небольшие памятники жертвам локальных конфликтов. Нужен был ключевой монумент, который бы все это объединил. Я предложил образ солдата, фигура которого словно вырастает из земли, а на ней – артефакты захватчиков, которые приходили на нашу землю в разные эпохи: монгольский и тевтонский шлемы, головные уборы польских летучих гусаров, французский мушкет войны 1812 года, немецкие каски и оружие, современные квадрокоптеры и американская винтовка.

Теги: #