В марте плюс шесть - Московская перспектива

В марте плюс шесть

В марте плюс шесть
В марте плюс шесть
Четыре станции открылись на Некрасовской линии метро и две на Большой кольцевой

В московском метро состоялась большая премьера. Сразу шесть новых станций приняли пассажиров. Поезда пошли от «Косино» в сторону крупного транспортного узла «Рязанская». Одновременно запущены и две платформы, которые в дальнейшем войдут в Большую кольцевую линию, – «Авиамоторная» и «Лефортово». Таким образом, изменилась вся транспортная сеть юго-востока столицы, которой пользуются примерно миллион пассажиров.

Почти для миллиона жителей юго-востока Москвы и подмосковных Люберец добираться до центра стало быстрее и удобнее. Новая ветка становится дублером Таганско-Краснопресненской линии, которая до сегодняшнего дня была сильно перегружена. Экономия времени составит не менее 20 минут в день.

Строительство Некрасовской линии велось несколько лет. Первый участок от «Некрасовки» до «Косино» был запущен еще в прошлом году. Тогда ветка дошла до пересечения с Таганско-Краснопресненской линии. Теперь же она открыта полностью. Последний штрих, венчающий работу строителей, – прочертить на схеме подземки розовым маркером продолжение Некрасовской ветки метро, это 12 километров от станции «Юго-Восточная» через «Окскую» и «Стахановскую» до «Нижегородской», а зеленым – участок Большой кольцевой, на которой расположены «Авиамоторная» и «Лефортово». По традиции это сделал мэр Москвы Сергей Собянин.

«Строительство линии было очень сложным: десятки переходов через магистрали, железнодорожные пути, линии метро, огромные пучки коммуникаций. Тем не менее эта сложнейшая организационная, строительная и инженерная работа завершена», – заявил мэр Москвы.

Казалось бы, сложно придумать более неудачное время для открытия новой линии метро, когда из-за карантинных мер пассажиропоток снизился на 30–40%, но это не так. «Некрасовская линия нужна именно сегодня. Благодаря ей мы сможем еще больше рассредоточить пассажиров, уменьшить количество контактов и лучше защитить людей, проживающих на юго-востоке Москвы, от риска получить инфекцию. И давайте помнить: метро в Москве строили и открывали всегда, даже в самые тяжелые годы. И сегодня мы не будем сворачивать реализацию этого масштабного проекта, который закладывает фундамент развития города на десятилетия вперед», – отметил Сергей Собянин.

Новые километры «Некрасовской» ветки прокладывались с помощью 10-метрового тоннелепроходческого щита. Это первый успешный опыт применения данной технологии в отечественном метростроении. Подобная конструкция не только позволяет сэкономить при строительстве за счет отсутствия необходимости возводить дополнительные притоннельные сооружения, но и считается более безопасной – на эвакуацию из большого тоннеля в экстренных случаях требуется значительно меньше времени. «Полученный на строительстве Некрасовской линии колоссальный опыт возведения двухпутных тоннелей очень пригодился нам на строительстве перегонов Большого кольца, где также применяется подобная технология», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.

Крупнейший элемент на всем открытом участке – ТПУ «Рязанская». Для пассажиров это один из самых важных и крупных пересадочных узлов столицы. Он объединяет несколько главных транспортных артерий – Московское центральное кольцо, Большую кольцевую линию метро, Центральный диаметр и Горьковское направление железной дороги, это не считая наземный транспорт: в непосредственной близости Рязанский проспект и вскоре появится новая Юго-восточная хорда.

Пропускная способность транспортно-пересадочного узла «Рязанская» – 100 тысяч человек в час. В сутки ТПУ готов обслуживать до 500 тысяч пассажиров. В Москве это первый объект подземки с такими показателями.

Снаружи новый пересадочный узел тоже впечатляет. Проектировщикам важно было соединить в одном месте сразу несколько направлений и видов транспорта, пересадку сделать удобной и понятной для пассажиров, а концепцию вписать в общую архитектуру города.

«Вместо насыпи построили длинную эстакаду. Для города это великолепно, появилось много проездов и сделали современный узел», – сказал главный архитектор транспортно-пересадочного узла «Рязанская» Тимур Башкаев.

Что касается самой станции «Нижегородская», то получился огромный станционный комплекс с прилегающей камерой съездов, через которую проходят семь путей и где работают девять стрелочных переводов. «По общей площади порядка 39 тысяч кв. метров он сопоставим с двумя или тремя обычными станциями – целый подземный вокзал. Масштаб работ могут подчеркнуть и следующие цифры: со стройплощадки было вывезено 635 тысяч кубометров грунта и уложено 140 тысяч кубометров монолитного железобетона.  В пиковый период здесь было задействовано до 4000 строителей. Мы сооружали «Нижегородскую» по технологии top-down ввиду стесненных условий плотной городской застройки и для параллельного возведения надземных строений», – рассказал Марс Газизуллин. В рамках благоустройства прилегающей территории появится многоярусный ландшафтный парк. «Он станет буферной зоной между жилыми кварталами и транспортным узлом. Для этого парка были подобраны растения, устойчивые к городским условиям: ольха и липа, а также многолетние цветы и кустарники», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Он также пояснил, что в коммерческую часть ТПУ «Рязанская» войдут торговый центр, комплекс апартаментов с офисами и паркингом, центр госуслуг «Мои документы». Кроме того, частью узла станут наземные перехватывающие парковки.