В Москве выбрали проект делового комплекса в ТПУ «Фили»

Новый тип городского вокзала
Как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс", конкурс стал открытым, международным и дал результат в виде "классной архитектуры". По его словам, проект экспериментальный: в Москве еще не строили подобных вокзалов, интегрирующих разные виды транспорта и совмещающих функции общественного пространства и культурного центра.
Выбранная концепция сочетает в себе транспортный узел, деловую зону и площадки для отдыха и общения. Победителем конкурса стало архитектурное бюро Тимура Башкаева, уже реализовавшее в столице проекты, среди которых ТПУ "Нижегородская".
По словам Кузнецова, проект имеет четкий план реализации, и если все пойдет по графику, комплекс откроется к концу 2030 года. "Для такого масштабного проекта это хороший срок", — подчеркнул он.
Филевские сады: концепция проекта
Руководитель архитектурной мастерской Тимур Башкаев представил концепцию комплекса под названием "Филевские сады". В ее основе пять ключевых принципов: развитие транспортной инфраструктуры, эффективное использование территории, интеграция природы, создание общественного центра и устойчивое развитие.
ТПУ "Фили" обеспечит удобные пересадки между метро, МЦД и наземным транспортом. Прямой выезд на дублер Кутузовского проспекта позволит быстро добираться до Москва-Сити и центра города.
Ядром проекта станет здание общественного центра. Предусмотрено строительство высотной башни около 300 метров — примерно до 70 этажей.
"Когда мы разрабатывали проект, ставили цель создать идеальный городской вокзал. Главное — комфорт и безопасность для пассажиров и всех, кто будет здесь находиться. Мы хотели получить плотную сеть улиц, насыщенные озелененные пространства и современный общественный центр", — отметил Тимур Башкаев.
Особенностью проекта станут искусственные платформы, которые будут размещены над транспортной инфраструктурой. Они позволят создать "вертикальный город": на уровне земли разместятся транспортные коммуникации, внутри платформы — сервисные функции и офисы, а на кровле появятся сады и рекреационные зоны, над которыми будут возвышаться офисные башни.
Новая точка притяжения на западе Москвы
Заказчиком строительства выступает "Новая концессионная компания". Ее директор Денис Янев отметил, что в рамках конкурса удалось собрать лучшие идеи архитектурного сообщества и выбрать наиболее подходящую концепцию.
Площадь нового комплекса составит около 230 тысяч квадратных метров. Из них 190 тысяч квадратных метров займут офисные помещения, а около 15 тысяч квадратных метров — культурно-досуговый концертный зал. Проект будет реализован на внебюджетные средства — инвестиции обеспечат негосударственные пенсионные фонды Группы Газпром. Общая сумма вложений составит около 70 миллиардов рублей.
Территория строительства находится в районе Большого Сити, с удобными связями с ТТК, Кутузовским проспектом, проспектом Багратиона, станцией "Фили", Филевской веткой метро и линией МЦД-1. Здесь проходят поезда "Аэроэкспресс" и дальнего следования. В этом районе уже построены новые жилые комплексы, а деловая застройка продолжит его развитие.
Открытый международный конкурс
Конкурс на лучшую концепцию общественно-делового комплекса "Фили" стартовал 21 мая 2024 года. Его оператором выступил Институт Генплана Москвы.
Финалистами стали восемь команд из России, Белоруссии, Сербии, Ирана, Турции и Италии. В их числе — архитектурные бюро "Студия 44", "Камень", "ГРАДТРАНСПРОЕКТ", "ASADOV" и другие.
По условиям конкурса финалисты получили премии по 1 миллиону рублей. Победителя пригласили к дальнейшей работе над проектом.
Развитие транспортной инфраструктуры
Ранее сообщалось, что площадь объектов в ТПУ "Фили" составит не менее 150 тысяч квадратных метров, из которых около 15–16 тысяч отведут под функции транспортного узла. Проект объединит проспект Багратиона, Кутузовский проспект, МЦД-1, Филевскую линию метро, маршруты наземного транспорта, пешеходные зоны и платную трассу.
Изначально планировалось завершить строительство к 2028 году, но сроки скорректировали: реализацию проекта теперь ожидают к концу 2030 года.