В темную: как в Москве развивается флоатинг и кому он нужен

В темную: как в Москве развивается флоатинг и кому он нужен

В темную: как в Москве развивается флоатинг и кому он нужен
В темную: как в Москве развивается флоатинг и кому он нужен Наиль Гареев, владелец сети флоат-центров «CityFloat»
Флоатинг – сравнительно новое увлечение для горожан, в котором объединяются возможности душевно оздоровиться, получить энергетическую подзарядку и понять, кто ты есть в отрыве от социальной реальности. Во время процедуры человек лежит в солевом растворе телесной температуры в камере, куда не проникает ни свет ни звук извне. «МП» выяснила, кому и зачем это нужно

В начале нулевых годов Наиль Гареев учился на психфаке РГГУ. Учеба длилась лет семь или восемь, потому что в перерывах между курсами Наиль оказывался то в среде сибирских шаманов, то познавал традиционную мудрость в резервациях американских индейцев в США. 

Вскоре после получения диплома Наиль поехал в Литву, чтобы попробовать на себе флоатинг – терапию обедненнной стимулами средой – как это называется по-научному. К этому времени он разочаровался в академическом подходе к психотерапии, который давал понимание психических процессов, но не решал ключевую для Наиля проблему – как научиться жить в гармонии с самим собой и не раствориться во внешнем мире. Услышав о том, что в Каунасе есть флоат-камера, Наиль подумал, что это может помочь ему найти ответы на вопросы. 

photo_2019-12-06_09-19-25.jpg

О флоат-камерах он узнал на одной из институтских лекций, где речь шла о бихевиоризме, основа которого – представление, что поведение человека целиком описывается парой «стимул - реакция»: в 1950-х года исследователи впервые сконструировали камеры сенсорной депривации, чтобы понять, как может повести себя человек в бесстимульной среде. Затем бихевиоризм вышел из моды, о депривационных камерах забыли, и снова вернулись к ним лишь в начале нулевых. Сегодня флоатинг (под этим названием актуализовались камеры в наши дни) набирает популярность как доступная возможность полностью расслабиться, - по мнению экспертов, более продуктивная, чем массаж или баня, не говоря о других общепринятых способах сбросить стресс, например, пятничном кутеже и так далее. Терапевтический эффект флоатинга, как полагает Наиль Гареев, еще только предстоит до конца понять. 

Флоатинг – это погружение в раствор с 30-процентным концентратом английской соли, нагретым до температуры тела, которое происходит в условиях звуко- и светоизоляции. Процедура длится обычно час. Сегодня в Москве, по данным Наиля Гареева, работает порядка 15 флоат-центров, в которых действуют примерно 40 камер для флоатинга. Цены на флоатинг в городе варьируются от 1,5 до 5 тыс. рублей за час, средняя цена – 2,5 тыс. 

Постепенно камер в Москве становится все больше. О том, что направление популяризируется, говорит, например, что в столице в начале этой осени состоялась международная конференция по флоатингу с участием экспертов из США. Флоатинг в таких городах как Москва, по мнению Наиля, сегодня просто необходим. 

photo_2019-12-06_09-19-29.jpg

Оборудование

Стоимость флоат-камеры - 1,2 млн рублей. Оборудование разработано в Сингапуре, Гареев купил там лицензию и организовал производство в Москве. «У нас промышленный дизайн, сделанный шотландскими инженерами в Сингапуре, интерком, который позволяет общаться с человеком внутри камеры, системы вентиляции и управления камерой через телефонное приложение», - говорит Наиль. 

По его словам, конкуренты делают дешевле, но топорно, к примеру, звукоизоляции можно добиться, собрав оболочку камеры из стеклопакетов. Но в резиденцию Путина такую камеру вряд ли поставят. 

pexels-photo-2825461-2.jpeg

Дизайнеры, сноубордисты и президенты

Аудитория любителей флоатинга разномастная, но, как отмечает Гареев, ее объединяет пассионарность, интерес к жизни – при этом человеку может быть и 20 лет и 60. Главное - ориентированность на то специфическое состояние, которое дает флоатинг - легкость, расслабленность, ясность, контакт с самим собой: «Это альтернативное состояние постоянному решению проблем без возможности подумать, почему все так происходит в жизни», - резюмирует Наиль. Это и программисты, и креативный сектор - дизайнеры, художники, актеры, режиссеры.  

74592352_3219155361460093_9223182289494605824_n.jpgВик Уайлд и Наиль Гареев

Прямо во время нашего интервью воспользоваться флоат-камерой зашел российский сноубордист американского происхождения Вик Уайлд (двукратный олимпийский чемпион). В Москве он пользовался флоатингом впервые, а до этого несколько раз бывал во флоат-камерах в Калифорнии. Наиль его встретил, а после сеанса проводил, непринужденно общаясь на английском. И на встречу, и на проводы ушло примерно по 10 – 15 минут. И дело тут не в статусности гостя: «Мы создаем для клиентов определенную атмосферу – это приглушенный свет, лаундж, у нас есть большой холл, - важно, чтобы человек не заскакивал из города сразу в камеру, а потом не выскакивал из нее сразу в город. Нужно промежуточное пространство, где он сможет подготовиться. С одной стороны, у нас простая процедура - мы погружаем человека в нулевой фон. С другой стороны, это процедура сложная, поскольку там человек начинает взаимодействовать с самим собой и его настрой в этот момент очень важен. Человек на входе настраивается - мы рассказываем о флоатинге, предлагаем попить чай. После сеанса, как правило, человек уже никуда не торопится. Но ему нужно место, где можно не торопиться», - рассказывает Наиль. 

Одним из первопроходцев флоатинга стал Артемий Лебедев —он написал пост об этом в своем ЖЖ еще 10 лет назад: «...кое-что неожиданное я все-таки почувствовал. Пару раз левую часть лица обдувал ветер (которого там, разумеется, нет). Один раз где-то раздалась вспышка света (которого там тоже нет). Один раз из полной темноты на меня выплыл мой собственный юзерпик (не вру). Это было последнее, что я ожидал бы увидеть. Через час в гробу зазвенели мелодичные колокола. Я вернулся в мир обычных земных чувств», - описывает Лебедев свой опыт. 

По словам Наиля, поклонником флоатинга, весьма вероятно, является президент РФ Владимир Путин – камеры установлены в его резиденциях на Валдае, под Выборгом, в районе Сочи. 

photo_2019-12-05_19-15-34.jpg

Обеднение стимулами

В современных условиях чрезмерная страсть социализироваться чревата серьезными проблемами для людей: «Среда обитания человека сегодня сильно меняется из-за урбанизации. Формат жизни на планете связан с проживанием в городской среде, с большим количеством внешних стимулов, событий, происходящих на высоких скоростях. Человечество как вид к такому ритму не успело адаптироваться, и не факт, что и позже сможет само это сделать без внешних инструментов. По статистике ВОЗ, каждый второй сейчас умирает от сердечно-сосудистых заболеваний – а это стрессозависимые болезни. Что-то делать с этим надо. Терапия обедненной стимулами средой - возможный выход из ситуации», - считает Наиль. 

Перенасыщенная городская среда чрезмерно загружает систему восприятия и переработки информации, создает большое количество незавершённых внутренних процессов, которые приводят к соматическому напряжению. При этом сразу много процессов происходят параллельно, и человеку приходится перескакивать с одного на другой. В итоге человек находится в состоянии стресса, и как выйти оттуда, не представляет. В такой ситуации можно попробовать выйти из проблем через флоатинг. 

«Был случай, когда женщина пришла на флоатинг с большой африканской сухопутной улиткой. В этом выражалось ее отношение к процедуре. Она очень боялась воды, но работала журналисткой, и к нам ее привело редакционное задание журнала “Здоровье”. С водой у нее были связаны масса негативных историй - у нее утонул брат, а когда она сама принимала ванну, то в воду упал фен, - хорошо, что штекер во время падения выскочил из розетки. В общем, шла она к нам как на амбразуру. В итоге замечательно поплавала, вышла преображенной. Улитка все это время ела вне камеры капустный листок. 

Однажды я сам залез в камеру, вышел, принял душ, на респешене сотрудники пили чай. Я тоже взял чашку. А потом оказалось, что я все еще в камере лежу. И все повторилась на самом деле, что мне только что приснилось. То есть случилось просыпание во сне», - рассказывает Наиль. 

photo_2019-12-06_09-19-37.jpg

Мешком по голове

«Баня в самом распространенном варианте - экстремальная температурная нагрузка - сначала жар, потом холод. Выходишь оттуда слегка одуревший – как будто тебя огрели  На флоатинг это не похоже. Мы идем от противного - не оказываем никакого воздействия на и без того перегруженную систему человека. Лучше не перегружать ее еще больше, а, наоборот, разгрузить, создав условия, когда можно экологично избавиться от любого воздействия», - говорит Наиль.

При этом противопоказаний тут в разы меньше, чем при банных процедурах: не стоит идти на флоатинг при респираторных заболеваниях, хотя, например, астма тут лечится - это психосоматическое заболевание. Строго противопоказан флоатинг эпилептикам и при алкогольном опьянении. Во всех остальных случаях процедура идет на пользу. 

Во флоат-камере нет энергозатрат - жидкость, в которую погружается человек, поддерживает температуру тела, плотность ее такова, что тело находится на поверхности, то есть не нужно тратить усилия на это, нет никакой информации извне, поэтому не нужно тратить ресурсы на обработку этой информации. 


Флоатинг в большом городе

По словам Наиля, главное во флоатинге - работа с состоянием человека в городе, который, являясь супер-ресурсной средой, потенциально очень питательной, оказывается для большинства непомерной обузой: «В основном все «взваливают» на себя город, но можно использовать его энергию себе на пользу», - считает Наиль и приводит в качестве объяснения эпизод из сказки о попе и его работнике Балде, где черт упал под лошадью, а Балда вскочил на нее и поскакал в свое удовольствие.

Теги: #