Валерий Теличенко: «Социальная составляющая реновации остается приоритетной» - Московская перспектива
Валерий Теличенко: «Социальная составляющая реновации остается приоритетной»

Валерий Теличенко: «Социальная составляющая реновации остается приоритетной»

Валерий Теличенко: «Социальная составляющая реновации остается приоритетной»
Валерий Теличенко: «Социальная составляющая реновации остается приоритетной»
Программа реновации – один из самых масштабных проектов столицы. Он формирует новые подходы к жилищному строительству и созданию комфортной городской среды, но прежде всего должен обеспечить удобными и современными квартирами миллион москвичей, проживающих в ветхих и пятиэтажных домах. Стартовав в 2017-м, проект с каждым годом выходит на все более высокий уровень развития, чтобы к 2032 году решить поставленную задачу, а заодно преобразить большинство столичных территорий. О подробностях программы мы побеседовали с председателем Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации профессором НИУ МГСУ Валерием Теличенко.

Валерий Иванович, какие задачи ставились перед Общественным штабом на начальном этапе реновации и насколько они трансформировались в ходе программы?
– Общественный штаб был создан в 2017 году, когда программа реновации только формировалась, с целью оказания консультаций москвичам по вопросам включения их домов в программу. Тогда было важно, чтобы москвичи поверили, что обещания властей будут выполнены, что они действительно получат хорошие современные квартиры в том же районе, где и проживают. И что при этом никого не лишат жилья и не выселят за МКАД.

Поскольку настроения у людей были разные, мы должны были разъяснить им, что они сами решают судьбу своих домов путем голосования в центрах госуслуг «Мои документы», на портале «Активный гражданин», а также на общих собраниях собственников. Благодаря такому подходу к решению проблемы в программу реновации вошли не только сносимые пятиэтажки, но и ветхие девятиэтажные дома, которые изначально не предполагалось включать в программу.

Ну а в процессе ее развертывания – по мере возведения все новых домов и с началом переселения – у москвичей появлялись дополнительные вопросы, с которыми они также обращались в Общественный штаб. С 2017 года к нам поступило около 207 тыс. обращений от жителей столицы. Сегодня мы консультируем их по самому широкому кругу вопросов. Это и общие, касающиеся сроков переселения москвичей, строительства домов, стандартов отделки, помощи при переезде, возможностей докупить дополнительные квадратные метры, а также многие другие. И частные, связанные, например, с переселением очередников, оформлением доверенности и прочими. И все же самыми популярными остаются «когда я перееду» и «куда я перееду».

Какие формы взаимодействия с жителями наиболее востребованы?
– Основной канал взаимодействия – это горячая телефонная линия, на которую приходится более 80% всех обращений в Общественный штаб. Мы также отвечаем на вопросы по электронной почте и во время личных встреч. Каждый месяц организуем тематические встречи с представителями профильных ведомств, задействованных в реализации программы реновации. Ее участники могут записаться на прием к представителям Департамента градостроительной политики, Моском-
архитектуры, Департамента городского имущества, Фонда реновации. Хорошо зарекомендовал себя формат круглых столов, в рамках которых жители и муниципальные депутаты напрямую задают вопросы специалистам и руководителям профильных ведомств.

На ваш взгляд, насколько эффективна оказываемая штабом помощь?
– Судить об этом в первую очередь должны сами жители. Ну а если исходить из обратной связи, то мы видим, что наша помощь весьма востребована. Зачастую от нас требуется просто подсказать, как людям действовать в той или иной ситуации.
Понятно, что новоселье – это радостное и долгожданное событие для участников программы, поэтому чтобы все прошло гладко, мы всегда готовы разъяснить счастливым обладателям нового жилья нюансы переезда или, например, подсказать алгоритм передачи государству старой квартиры.

Регламентировано ли количество отказов участников программы от предлагаемых им для переселения квартир?
– Количество отказов не регламентировано. После осмотра квартиры участнику реновации нужно написать мотивированный отказ и указать свои пожелания. Если подходящая равнозначная квартира будет в наличии, то предложат другой вариант. Важно помнить, что квартирный фонд ограничен, и может так случиться, что в какой-то момент вас пригласят на осмотр квартиры, которую вы уже видели. Может возникнуть и такая ситуация, когда вы захотели вернуться к предложенному ранее варианту. Однако гарантий возврата вам никто не даст, поскольку это жилье могут осматривать уже другие люди.

Какова роль членов Общественного штаба в ходе осмотра новостроек?
– В рамках общественного контроля мы осматриваем дома, возведенные по реновации, на соответствие требованиям улучшенной отделки жилых помещений и помещений общего пользования. На выполнение требований по благоустройству прилегающей территории. Но хочу подчеркнуть, что мы не заменяем строительный контроль, а осматриваем новостройку с точки зрения ее будущих жителей. Мы видим, что новостройки соответствуют заявленным стандартам.

Сильно ли отличаются дома по реновации от разных застройщиков?
– Ко всем домам, строящимся по программе реновации, предъявляются единые требования – независимо от того, кто их возводит и в каком районе столицы они расположены. Поэтому москвичи, проживающие как в центре, так и на окраине города, могут быть уверены, что получат современное комфортное жилье.

Каково ваше мнение, как эксперта и профессионального строителя, о качестве предоставляемого гражданам жилья?
– Дома, возведенные по программе реновации, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к современному жилью, и задают планку для коммерческого жилья среднего класса. Ну а чтобы новостройки не устарели лет через десять, они должны возводиться с использованием современных материалов и строительных технологий.

Теги: #