Вектор перемен

Вектор перемен

Вектор перемен
Вектор перемен
Дни рождения, как известно, – повод для преувеличений. Деятельность Москомархитектуры, ведающей архитектурным развитием города, расположившегося на площади в несколько тысяч гектаров, с населением в полтора десятка миллионов жителей, в преувеличениях не нуждается. Да и сам срок – три десятка лет – слишком мал, чтобы существенно изменить картину города с почти тысячелетней историей. Однако реально другое, а именно – поменять вектор его развития. Все последние годы мы наблюдаем, как это происходит.

Юбилейную дату Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы начал отмечать еще в августе, открыв цикл авторских экскурсий по ярким и современным архитектурным объектам, районам и прогулочным зонам города. В числе пунктов посещения оказались работы как молодых архитектурных бюро, так и признанных мастеров. Например, клубный дом MAGNUM в Хамовниках и «Кутузовский, 12» уже стали местами паломничества тонких ценителей архитектурной мысли. Экскурсия под названием «Приключения иностранцев в России» была посвящена знаковому для нашего времени явлению – участию зарубежных звезд в строительстве Москвы. В их числе Заха Хадид, Джон МакАслан, Diller Scofidio & Renfro, Рем Колхас, NBBJ, West8, SOM и другие мастера. Отдельный тур был связан с парковой составляющей города, лучшими примерами озеленения и благоустройства – это территории, которые протянулись от Крымской набережной до сквера «Горка», от Триумфальной площади до Политехнического музея. Интерес представляют и метаморфозы, произошедшие с целыми районами. Например, новая застройка вдоль Ленинградского шоссе, включающая великолепный ансамбль – «Белая площадь», фабрику «Большевик», воссозданный Северный речной вокзал, «ВТБ Арена Парк» и другие объекты. Отдельным маршрутом стали заводские площадки, после вывода предприятий переданные под развитие девелоперам. Преобразование «ржавого пояса» столицы было продемонстрировано на примере индустриальной площадки автозавода ЗИЛ, на наших глазах превращающейся в новый комфортабельный район ЗИЛАРТ.

Если прогулки по Москве знакомили с новыми объектами столицы, то стенд Москомархитектуры на одной из недавних профильных выставок позволил окинуть взглядом прошлое – то, как происходило cтановление и развитие официальных архитектурных органов управления столицы, начавшееся еще в XVIII веке. В 1739 году по царскому указанию зодчий Иван Мичурин разработал План императорского столичного города Москвы. В 1774 году Екатерина II назначила на должность главного архитектора Каменного приказа Николая Леграна. После Отечественной войны 1812 года ответственным за восстановление Москвы после пожаров был Осип Бове. Советский период ознаменовался принятием целого ряда генеральных планов развития города. Органы управления в тот период представляли собой архитектурно-планировочные мастерские, объединенные в Архитектурно-планировочное управление по делам архитектуры Москвы (АПУ). После расширения границ города до МКАД АПУ преобразовано в ГлавАПУ, а в 1991-м – в Москомархитектуру. Сложности перестроечного периода – полное отсутствие правовой базы для работы в рыночных условиях, появление хозяйственников нового типа, причем не только государственных, но и частных – не могли не затронуть деятельность структуры, занимающейся вопросами градостроительства. Архитектурные эксперименты того времени, свое понимание красоты и эстетики – все это, конечно, запечатлели улицы города.

И только в последние годы был провозглашен новый принцип развития столицы как города для людей, что теперь на бытовом уровне часто выражается фразой «город повернулся лицом к жителям». Принцип «эстетики для всех» воплощается не только при сооружении знаковых объектов, но и в процессе формирования обычной городской среды. Самое наглядное подтверждение тому – и программа реновации, нацеленная на освобождение городских кварталов от ветхого и морально устаревшего жилья, и международный конкурс «Облик реновации». Конкурс провозгласил намерение властей наделить неповторимыми, оригинальными, интересными чертами периферийные районы столицы. То есть не знаковые, центральные, хрестоматийные места, а обычные районы проживания граждан.

Теги: #