Водные ворота Москвы: путешествие по шлюзам
Мы знаем Москва-реку как настоящую, довольно полноводную реку. Если встать, например, на Крымском мосту, не успеешь соскучиться, как под тобой проплывут несколько туристических теплоходов и огромная баржа с песком. Меньше чем сто лет назад главная река города выглядела совсем иначе.
Ни туды и ни сюды
Жителям в 1930-е годы приходилось ограничивать себя в воде: работало множество предприятий, потребляющих воду, всяческих бань, опять же лошадей надо напоить. Так что в день на каждого из 3,2 млн москвичей оставалось всего 80 литров воды (житель Лондона тогда потреблял 450 литров воды в сутки, Нью-Йорка - 500). О судоходстве по мелкой речке и речи не могло быть - рядом с Кремлем ее можно было перейти вброд. В итоге пришло решение брать для столицы воду из Волги. В 1933 году началось строительство канала Москва-Волга, в 1937 он был открыт и активно используется до сих пор (в 1947 году к 800-летию города был переименован в Канал имени Москвы).
Канал от Волги до Москва-реки собирался построить еще Петр I, но ему не хватило для этого человеческих ресурсов и техники. С задачей справились в 1930-е годы с помощью современного оборудования и огромного количества рабочих-заключенных в основном с инструментами петровской эпохи: заступом, лопатой и тачкой. В сентябре 1932 года для строительства канала появился «Дмитлаг». За пять лет через него прошли более полумиллиона человек, умерли и были расстреляны несколько десятков тысяч - точные цифры неизвестны никому
Из Волги в Москва-реку
Длина Канала им. Москвы 128 км
На нем расположено 240 гидротехнических сооружений
Средний размер камеры шлюза 290×29 метров, глубина 5,5 метров
Ежегодно из Волги забирается 1,5 - 2 куб. км, 60% всей потребляемой городом воды
За навигацию этого года через шлюзы Канала имени Москвы прошли 80 тысяч судов, 1 млн пассажиров
От Волги воду поднимают на высоту 15-этажного дома самыми большими в мире насосами по северному склону Клинско-Дмитровской возвышенности, потом она самотеком добирается до столицы через ряд шлюзов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений.
Все основные действующие сейчас механизмы шлюзов честно служат с момента установки в 1930-е годы. Несколько лет назад на шлюзе в Дубне стесались зубья на огромной шестеренке, которая приводит в действие створки ворот. Непонятно было, где изготовить такую же. Тогда решили не менять шестеренку, а только ее отремонтировать - вырезали часть и вварили новый кусок.
Через шлюзы суда попадают в реку Москва. Они нужны, чтобы корабль мог перейти из одного водного бассейна в соседний с другим уровнем воды. Всего на канале 11 шлюзов: первый на заборе воды из Волги в Дубне, пять - на северном склоне канала, два на южном, четыре в черте города: №7 и №8 в Тушино на Канале имени Москвы, на Москва-реке №9 в Мневниках, и №10 в Коломенском. Одиннадцатый шлюз в Коломенском для маломерных судов сейчас используется как сухой док для ремонта. Еще один московский шлюз находится на Шлюзовой набережной Яузы, но его ворота редко открывается, потому что выше по течению река не судоходна.
Ниже по течению на Москве-реке за МКАД построено еще несколько современных гидроузлов, которые относятся уже к Москворецкой системе, первый, самый близкий к столице – «Трудкоммуна» в Дзержинском.
Шлюзы в период навигации (с апреля по ноябрь) работают круглосуточно, летом, в разгар сезона, они пропускают несколько десятков судов в сутки.
Москвичка Ульяна вспоминает, как однажды купалась в Химкинском водохранилище: «Плывешь-плывешь себе, бац - вода ушла, и тебя унесло». Так произошло, потому что к шлюзу №8 подошли несколько кораблей, которым надо было попасть ниже по течению: заработал шлюз.
Как это работает
Камеру шлюза запирают огромные ворота. Корабли подходят к ним с обеих сторон и ждут своей очереди. Сначала в камеру пропускают суда с той стороны, которая ниже по течению: сюда помещается, например, большой сухогруз, два пассажирских теплохода и яхта. Все они швартуются, створки закрываются, и камера через водоводы в стенках сооружения (внутри опускаются массивные заслонки) наполняется водой. После этого открываются верхние ворота, суда выходят, на их место становятся те, которые плывут вниз. И процедура повторяется в обратном порядке: вода из камеры сливается до уровня нижнего водоема, корабли выходят. Механизмы приводятся в действие электричеством. Чтобы пройти все московские шлюзы, кораблю потребуется около восьми часов, на каждый - около часа: примерно полчаса на ожидание своей очереди, еще столько же на сам шлюз.
Сколько стоит
Шлюзование любых судов бесплатно, однако судовладельцы оплачивают навигационный сбор за пользование инфраструктурой Канала им. Москвы. Плату не взимают с маломерных судов (длиной не больше 20 метров, максимум с дюжиной пассажиров). Величина сбора зависит от объема корабля и пройденного расстояния (руб./1000 куб. м за 1 км пути). Например, навигационный сбор для пассажирского четырехпалубного теплохода на маршруте Москва-Ярославль составит 6182 рублей за 414 км, а за баржу грузоподъемностью 1000 тонн с буксиром от Федякинского переката на Оке рядом с Рязанью до поселка Беседы у МКАДа - 743 рубля (по шоссе - 170 км). В то же время, например, за 100-километровый участок платной трассы Москва-Петербург с каждой фуры, которая перевозит 20 тонн груза, берут 440 рублей ночью и 770 рублей днем.
Где посмотреть
Все шлюзы относятся к режимным объектам, просто так на их территорию не попадешь, они окружены заборами с колючей проволокой, периметр контролируют видеокамеры.
Увидеть, как работает шлюз, можно с воды: во время навигации проводятся специальные экскурсии на теплоходах с шлюзованием и подробным рассказом. Речная прогулка с проходом шлюзов занимает от двух до четырех часов, стоит 600-1000 рублей.
Весь процесс шлюзования прекрасно видно и с берега. Пройти к шлюзу №7 легко от метро «Тушинская»: рядом с пересечением улицы Долгова и Большой Набережной улицы прямо над нижними воротами шлюза перекинут пешеходный мостик. Следующий, восьмой шлюз находится у станции метро «Спартак»: нужно обойти стадион, и за парком будет шлюзовая насыпь. Между этими шлюзами под каналом проложен тоннель Волоколамского шоссе. Здесь пересекаются маршруты максимального количества видов транспорта: по каналу проходят корабли, под ними проезжают машины и трамваи, над водой по мосту проносятся поезда.
К девятому шлюзу можно добраться от станций метро «Октябрьское поле» или «Крылатское»: наблюдать работу гидроузла лучше всего с Карамышевского автомобильного моста.
Попасть к шлюзу №10 на Коломенской набережной просто от станции метро «Коломенская» - пешком мимо парка.
Шлюз «Трудкоммуна» отличается от остальных московских шлюзов, выглядит современно и даже футуристично - его построили в 1980-е годы. Находится он за Николо-Угрешским монастырем в городе Дзержинский.
Собрать информацию о гидросооружениях столицы корреспонденту МП помог Тарас Чубчик, историк водного транспорта Москвы, который шесть лет ведет речные экскурсии по шлюзам. Он считает, что если исчезнет канал, соединяющий Волгу со столицей, 10 млн москвичей срочно придется куда-то переселять - для них просто не хватит московской воды. Ну и о кораблях на реке, конечно, придется забыть.