Высокодоходные облигации как инструмент для агрессивного инвестора
Принимать на себя кредитный риск или нет, а если и принимать, то в каком объеме, решает каждый инвестор для себя сам. Однако даже если вы – сторонник агрессивного стиля инвестирования, в любом случае долю высокорисковых инструментов стоит ограничить. На жаргоне инвесторов их часто называют «мусорными» облигациями – от английского junk – хлам, мусор. Иными словами, многие считают, что они не стоят даже бумаги, на которой напечатаны, – настолько велики кредитные риски. По расчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», бумаги с рейтингом ССС имеют частоту дефолтов на горизонте 1 года 21,21%, а на горизонте 5 лет – 35%. Проще говоря, каждая третья облигация с таким рейтингом не будет погашена эмитентом. В целом считается, что облигации с кредитным рейтингом ниже ВВВ уже относятся к «мусорным», или, если хотите, высокодоходным (ВДО), ведь риск – обратная сторона доходности. Иначе это можно проиллюстрировать следующим образом – если доходность облигации на 3–5% превышает уровень ключевой ставки, то ее относят к высокодоходным.
ИНВЕСТИРОВАТЬ В «МУСОР»?
Я лично инвестирую очень консервативно и всем советую. Но есть немало инфоцыган, предлагающих инвестировать в «мусорные» облигации с доходностью 18–20% годовых. Заманчиво, не правда ли? Ведь согласно правилу «72», которое все учили в школе (но многие забыли), 72/20 = 3,6 года, а это время удвоения наших инвестиций! Представьте, всего за три с половиной года мы можем удвоить наш капитал! ВДО – это риск, конечно, признают подобные советники, но все надо проверять. Так, за последние 15 лет в истории банкротств дефолтов «мусорных» бумаг было всего 1–3 в год, а на российском рынке представлено более 2000 облигаций. Да, при разумной диверсификации дефолт одного эмитента может быть перекрыт доходом других, оставшихся в живых, компаний.
Конечно, можно досконально изучить бизнес такого эмитента, финансовую отчетность за несколько лет и т.д. Но не стоит забывать, что любые показатели справедливы лишь на отчетную дату, т.е. за прошедший квартал или год. Что с ними случится завтра, не знает никто. Конечно, можно сыграть в «русскую рулетку», но вот прилетит «черный лебедь» – и окажется, что патронов у вас полный барабан. Кроме того, помним также о риске ликвидности – рисковые активы в моменты угрозы стабильности рынка просто некому продать, даже с огромными дисконтами.
Примеры? Сколько угодно. В кризис 2008 года в дефолт ушли почти все «мусорные» облигации – бизнес встал, кредиты не давали (а кто даст кредит таким компаниям в кризис?), прибыли иссякли, и платить долги было нечем. Но пострадали не только «мусорные» эмитенты. Стоит также вспомнить, что даже высокорейтинговый «РУСАЛ», увлекшийся поглощениями сырьевых компаний в процессе формирования международного вертикально интегрированного холдинга, перед кризисом заложил свои акции банкам под кредиты на покупку контрольных пакетов и чуть не потерял свой бизнес – спрос на продукцию резко упал, а кредиторы хотели конвертировать долг в акции. А ведь «РУСАЛ» – это производитель 11% мирового алюминия. Такая же история постигла и вполне устойчивого производителя черных металлов и угля – компанию «Мечел», также оказавшуюся на грани банкротства. Ее акции на Московской бирже упали с 1000 руб. до 16 руб., а уж про облигации и говорить нечего – долги компании превышали ее активы.
В ЧЕМ ВЫГОДА
Многие зарабатывают на высокодоходных облигациях, особенно если они делают это в начале цикла т.н. «количественного смягчения», когда центральные банки накачивают экономику деньгами, как это было в период пандемии ковида, чтобы не допустить глубокого экономического кризиса.
Однако оборотной стороной такой мягкой денежно-кредитной политики являются инфляция и мыльный пузырь на финансовых рынках вследствие дешевизны денег и низких процентных ставок. Как известно, инфляция в странах Евросоюза и США достигла рекордного уровня за последние сорок лет. ЕЦБ и Федеральная резервная система были вынуждены перейти к сверхжесткой денежно-кредитной политике, повышать процентные ставки, увеличивать стоимость кредитования и обслуживания старых кредитов. В США ставка по федеральным фондам была поднята 12 раз до уровня 5,25–5,75%. Естественно, эти меры обесценили ранее выпущенные облигации. Так что кроме риска дефолта инвесторам в ВДО стоит помнить также и о процентном риске. Ну и валютный риск никто не отменял – с начала года рубль девальвировался к доллару США на 30%. Конечно, финансовым властям РФ удалось добиться стабилизации валютного курса благодаря своевременно принятым мерам – постановлению правительства о продаже экспортной выручки экспортерами и росту ключевой ставки.
Тем не менее Банк России сохраняет «ястребиную» риторику, и многие аналитики не исключают дальнейшего подъема ключевой ставки и стоимости кредитования. Для многих эмитентов ВДО это может оказаться непосильным долговым бременем и угрозой дефолта.
ПОКУПАТЬ ЛИ ВДО?
Данное решение каждый инвестор принимает для себя сам, здесь не может быть никаких рекомендаций. Все зависит от профиля инвестора и уровня риска, который он может себе позволить. Образно говоря, пенсионеру вообще стоит держаться от них подальше, молодым инвесторам с постоянным высоким доходом можно взять на себя такой риск. В самом агрессивном портфеле объем ВДО не должен превышать 10–20%. В любом случае его стоит компенсировать облигациям с высоким и средним уровнем риска. Так, можно рекомендовать следующую структуру облигационного портфеля. Облигации федерального займа с доходностью 12–13% и на данный момент с наивысшим кредитным качеством. Также в портфеле могут присутствовать корпоративные бумаги с высоким рейтингом, лучше всего флоатеры (с плавающим купоном). Вполне надежны бумаги с привязкой к индексу кредитного рынка RUONIA с доходностью 15–16%. В их числе облигации Россельхозбанка, РЖД, ДОМ.РФ, «Норникеля» (16%) – эмитентов с такой доходностью достаточно много. Кроме того, можно включить облигации со средним уровнем риска – например, «Магнита», занимающего второе место на рынке продуктового ритейла. Его биржевые облигации
БО-004Р-04 имеют доходность 12,83%. А облигации «О’КЕЙ» имеют доходность уже 14,5%. Такую же доходность имеет прошедший недавно процедуру IPO российский производитель мужской одежды Henderson. Также в этом эшелоне можно рекомендовать таких эмитентов, как «Хэдхантер», «Мэйл.ру Финанс», «Автодор» (государственная компания, занятая проектированием, строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог в России) – кредитный рейтинг от АКРА – АА+ (RU). Достаточно надежны облигации АФК «Система», которая представляет собой инвестиционный холдинг с уникальной структурой активов в различных секторах экономики страны, включая микроэлектронику. Ее кредитный рейтинг составляет ruАА- (Эксперт РА), а доходность – порядка 17,5%. Однако к «мусорным» бумагам ее облигации отнести нельзя.
Ну, и для любителей экстрима можно подумать о включении в свой портфель бумаг такого эмитента, как «Селигдар». Несмотря на высокий уровень риска, бизнес компании сконцентрирован на добыче золота, серебра, олова, меди и вольфрама на территории РФ. Исходя из этих особенностей, инвесторы охотно покупают ее облигации с доходностью на уровне 13,5%. Также котируются облигации «Сэтл Групп» – компании в сфере девелопмента и строительства жилой и коммерческой недвижимости с доходностью около 15% годовых, а также бумаги ГК «Самолет» – российской компании в сфере девелопмента и строительства с самой быстрорастущей долей рынка с сопоставимой доходностью. К особо рискованным бумагам с точки зрения структуры бизнеса, на мой взгляд, относятся бумаги компании Whoosh, занятой круглосуточной арендой электросамокатов, доходность которых превышает 15% годовых.
А вот облигации «Мани Мэн 03» с доходностью 20% я бы обошел стороной – микрофинансовый бизнес уж слишком специфичен.
Структуру портфеля и доли облигаций инвестор определяет сам, исходя из собственного понимания макроэкономических рисков и рисков бизнеса каждого эмитента, соблюдая принцип отраслевой диверсификации.
Не является инвестиционной рекомендацией.