Задачи со многими неизвестными успешно решают реставраторы, возвращая зданиям столицы первоначальный облик

ПАЛАТЫ БОЯР РОМАНОВЫХ
Улица Варварка, дом 10
Древнейшая сохранившаяся гражданская постройка на территории Москвы относится к XV веку. Историки предполагают, что в этом доме в 1596 году родился будущий первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. После его вступления на престол в 1613 году дом на Варварке получил название «Старый государев двор». Больше 200 лет им распоряжались монахи из Знаменского мужского монастыря. В 1856 году император Александр II подписал указ о воссоздании палат и организации в них музея «Дом бояр Романовых». Событие знаковое – впервые в Москве была проведена научная реставрация, а руководил ею Федор Рихтер.
Он провел тщательные обмеры, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV – начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века. В ходе этой, по сути, первой реставрации был возвращен изначальный облик боярского дома XVI–XVII веков с воссозданием утраченных архитектурных элементов и интерьеров. К примеру, была возведена деревянная горница, устроены изразцовые печи, оформлены так называемый кабинет боярина, трапезная и другие помещения.
В XX веке палаты тоже подверглись нескольким реставрациям, а самая последняя была в 2017 году. Специалисты восстановили фасады флигеля и кирпичную кладку стен, белокаменные полы и своды, обмазки и штукатурное покрытие потолков, красочное покрытие стен, ориентируясь на проект Рихтера. Особого внимания заслуживает уникальный бриллиантовый руст палат. Этот вид росписи создает визуальный объем. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы в точности повторить задумку старых мастеров. В результате палатам бояр Романовых вернули исторический облик.
ОСОБНЯК НОСОВА
Улица Электрозаводская, дом 12, строение 1
Необычное здание в стиле модерн с асимметричным фасадом и скругленной входной группой было построено знаменитым архитектором Львом Кекушевым для купца Василия Носова. До 1935 года дом сохранялся в неизменном виде благодаря открытому в нем Пролетарскому музею Благуше-Лефортовского района, потом музей перестал существовать. Помещение попеременно занимали Дворец пионеров, детский сад и общежитие рабочих ткацкой фабрики. Понятно, что после таких «квартирантов» требовалась серьезная реставрация, которая началась в 1991 году.
К сожалению, довольно скоро стало понятно, что она была неудачной. Появились проблемы с кровлей, по фасаду пошли трещины. Пришлось браться за дело заново. Работы, которые завершились в 2015 году, включали в себя покраску и ремонт штукатурной поверхности фасадов. Деревянные конструкции, мансарды, кровли и веранды были обработаны огнезащитными и антисептическими покрытиями. Специалистам удалось практически полностью сохранить историческую планировку и отделку интерьеров, а также элементы мебели.
МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАФЬЕВО»
Поселение Рязановское, село Остафьево
Архитектурно-парковый ансамбль русской усадьбы конца XVIII – начала XIX века – самая известная усадьба на территории Новой Москвы. А ее реставрация признана одной из лучших. Александр Пушкин окрестил это место русским Парнасом. В XIX веке усадьба была местом встреч литературных гениев. Здесь гостили Василий Жуковский и Николай Гоголь, Александр Грибоедов, Денис Давыдов, Евгений Баратынский, Вильгельм Кюхельбекер и Адам Мицкевич. После революции усадьбу национализировали. В разное время здесь находились Музей дворянского быта, пионерский лагерь, во время войны размещался госпиталь, а с 1947 года – элитный дом отдыха Совета министров СССР. За это время интерьеры были утрачены, планировка изменена, а фасады сильно искажены и упрощены. Реставрация усадьбы заняла долгих 16 лет. За это время специалисты кропотливо воссоздавали фасады дворца и интерьеры главного дома по архивным документам, старым фотографиям и дошедшей до наших дней акварели, датируемой 1817 годом. Был восстановлен ряд утраченных элементов внешнего облика здания и устранены поздние наслоения. Проведена масштабная реставрация главного дома усадьбы. Специалисты восстановили лестничные пристройки во внутренних углах ризалитов со стороны паркового фасада, парадную лестницу и террасу южного фасада, раскрыли колоннады, застекленные в период существования дома отдыха.
Вертикальной доминантой дворца стал бельведер, разобранный из-за ветхости еще в 60-е годы XIX века. Реставраторы вспоминают, что при натурных исследованиях удалось найти очень мало данных. Тем не менее у них оказался сохранившийся проект 1799 года, который помог справиться с задачей. Были устранены все наслоения советского периода, добавлены архитектурные элементы, соответствующие русскому классицизму, в частности, школе Матвея Казакова, которые придали фасадам завершенный вид. Преобразилась и территория вокруг дворца. В усадьбе воссоздали регулярный и пейзажный парки, Марсово поле, высадили хвойную рощу, липовую рощу кенконс (прием расположения деревьев в шахматном порядке).
ДОМ ПАНТЕЛЕЕВА
Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3
Особняк в стиле классицизма приобрел известность в Москве как «дом с лепниной» в конце XIX века, когда его хозяином стал богатый крестьянин из Владимирской губернии Филипп Пантелеев. Предприниматель превратил дом в своеобразную витрину своей продукции – гипсового декора. Вся лепнина в стиле барокко для дома изготавливалась в мастерской, расположенной в усадьбе. На главном фасаде появилось множество женских и львиных масок, скульптуры купидонов и фигура орла. Вместе с домом в едином стилистическом ключе выстроили каменную ограду и ворота, украшенные скульптурой и вазонами.
Внутри дома находилась пышно отделанная квартира хозяина, а в пристройке располагалась оранжерея. После революции усадьбу занимали разные учреждения, в 1950-е годы большую часть дворовых построек снесли, однако дом уцелел и сейчас считается объектом культурного наследия. В 2020 году началась научная реставрация, в процессе которой «отрылись» многие детали интерьеров. Реставраторы обнаружили декор из искусственного мрамора и художественный паркет, а также две изразцовые печи и мозаичный пол из мраморной крошки, скрытый за современной отделкой. Под 15 слоями краски даже удалось отыскать первоначальный оттенок стен фасада – мягкий персиковый. По архивным материалам специалисты воссоздали две женские статуи, межэтажный карниз, а также фронтон с фигуркой купидона и мозаичное панно.
РЕСТОРАН «ВОЛГА-ВОЛГА»
Ленинградское шоссе, дом 51
Реставраторам приходится обращаться не только к «преданьям старины глубокой», но и к архитектурным памятникам более поздних эпох. Например, историческому зданию Северного речного вокзала, построенного в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища. Строение в стиле сталинского ампира стало одним из советских символов города. В 2010 году здание закрыли из-за аварийного состояния. А в 2017-м его передали в собственность города, после чего началась его реставрация, в работах принимали участие около 400 специалистов со всей страны. После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», визуальная концепция которого полностью соответствует знаменитой кинокомедии 1930-х годов. В интерьере ресторана торжественное убранство гармонично сочетается с современной дизайнерской мебелью. Ресторан «Волга-Волга» предлагает русско-советскую кухню в новом прочтении.