Заммэра Андрей Бочкарёв – о приоритетах градостроительной политики
Андрей Юрьевич, каких принципов градостроительного развития столицы придерживаются сегодня в Москве? Какая роль отводится транспортной инфраструктуре?
– Стратегию полицентрического развития мегаполиса с упором на комплексное освоение территорий мэр Москвы Сергей Собянин определил еще 12 лет назад.
С тех пор она не менялась: есть основные точки роста и комплексного развития в старых границах города – это промзоны, земли, прилегающие к Москве-реке и Яузе, к МЦК, а также Новая Москва. Эти территории являются главным градостроительным резервом развития мегаполиса на годы вперед. Но и к разработке проектов планировки территорий других районов под застройку подходим комплексно, что предусматривает создание качественной и удобной для жизни среды. Точечную застройку мы свели к минимуму. Главная задача – построить удобный и комфортный город, повысить коэффициент шаговой доступности. Поэтому одновременно с жильем рядом строится социальная инфраструктура и недвижимость для создания рабочих мест, в районы комплексной застройки подводится удобный общественный транспорт, формируется современная улично-дорожная сеть. Без интегрированной широкоразветвленной транспортной инфраструктуры комфортный «город шаговой доступности» не построить. Для многомиллионного мегаполиса это жизненная необходимость. Поэтому строительству метро, МЦД, удобных автодорожных магистралей и дорог-связок отводим ведущую роль. Работу провели колоссальную, ее результаты видят и ощущают и пассажиры общественного транспорта, и автомобилисты.
1 марта с вводом в эксплуатацию девяти оставшихся станций открылось пассажирское движение по полному кругу Большой кольцевой линии метро. Какую роль играет БКЛ в жизни города?
– Значение БКЛ для города трудно переоценить. Большое кольцо, девять оставшихся станций которого мы открыли 1 марта, улучшило транспортное обслуживание 34 районов, через которые оно проходит, с населением 3,3 млн человек, из них порядка 1,2 млн проживают в шаговой доступности от новых станций. БКЛ разгрузила Кольцевую линию метро и пересадочные станции внутри нее. Экономия времени в пути для пассажиров на многих маршрутах теперь составляет от 30 до 45 минут. За счет отказа от части поездок на личном автомобиле в пользу метро снижается нагрузка и на ТТК, и на вылетные магистрали в среднем до 15%.
Несколько станций Большой кольцевой линии были построены по проектам победителей международных архитектурных конкурсов. Намерены развивать эту практику в будущем?
– Визуальному оформлению станций метро мы действительно придаем большое значение. Каждая должна иметь отличительные черты, свою изюминку, быть узнаваемой, индивидуальной. Это дань традициям Московского метрополитена и поддержка художественно-архитектурного авторитета метростроения, поэтому мы возобновили традицию конкурсов. В результате получаем настоящие шедевры. Такие, например, как «Марьина Роща», «Рижская» и «Нагатинский Затон» БКЛ, возглавившие рейтинг самых красивых станций Большого кольца. Причем лучшими их назвали сами пассажиры, проголосовав на платформе «Активный гражданин». Кстати, проекты победителей конкурсов реализованы не только на БКЛ. Не менее выразительными получились станции «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевского радиуса. Конечно, конкурсную практику мы продолжаем. Так, в прошлом году были объявлены победители конкурса на разработку архитектурного облика станций «Остров мечты» и «Загорье» будущей Бирюлевской линии. Их оформят в мифологическом и промышленном стилях. Не сомневаюсь, что пассажиры высоко оценят эстетику каждой из них. Будут и новые конкурсы, ведь метро продолжает развиваться, оно должно держать марку не только одного из самых быстрорастущих в мире, но и самых красивых.
Какие новые станции метро планируете открыть в этом году? Как подземка будет развиваться в дальнейшем?
– В этом году планируем ввести еще пять новых станций. Три из них – «Яхромскую», «Лианозово» и «Физтех» – в составе нового участка Люблинско-Дмитровской линии, которая выйдет за МКАД в район Северный. Завершатся и работы на участке Солнцевского радиуса со станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». В будущем году должны открыть строящуюся сегодня конечную станцию «Потапово» Сокольнической линии. В перспективе метро прирастет еще тремя новыми линиями: Троицкой, первый участок которой планируем открыть в будущем году, а также Рублево-Архангельской и Бирюлевской. На Кольцевой линии построим станцию «Суворовская» – она станет пересадочной на салатовую ветку.
Удается ли поддерживать высокие темпы ввода недвижимости, в частности жилья?
– Начиная с 2012 года в Москве ежегодно вводят не менее 8 млн «квадратов» недвижимости. И даже в самые сложные периоды темпы и объемы ввода не только не снижались, но и заметно превышали плановые. Особенно показательны последние три года. Так, при плане 8,5 млн кв. метров по итогам 2020 года сдано более 10,8 млн «квадратов», в 2021-м – более
16 млн кв. метров. И это в период пандемии COVID-19, когда вводились известные ограничения. Да и в прошлом году, несмотря на внешние влияния, мы ввели почти 13,4 млн «квадратов» недвижимости, в том числе около 6,8 млн кв. метров жилья, что превысило годовой план. Стабильно высокие темпы ввода наблюдаем и сегодня. Только за четыре месяца этого года в столице сдано свыше 5,2 млн кв. метров недвижимости – это более 60% планового годового объема, из них 2,4 млн кв. метров – жилье. Причем значительная часть объектов построена за счет частных инвестиций, что говорит о высокой привлекательности рынка столичной недвижимости.
В Москве реализуется программа реновации. Не притормозили ли ее из-за непростой экономической обстановки, вызванной санкциями? Сколько москвичей уже переехало в новое жилье, что в планах на текущий год?
– В этом году исполнится шесть лет с момента старта программы, направленной, с одной стороны, на решение важнейшей социальной задачи – улучшение жилищных условий москвичей, с другой – капитального обновления обветшавшего жилого фонда и создания качественной городской среды. Эту программу, несмотря на известные трудности, мы не только не притормаживаем, напротив, активизируем. Это важно, ведь любое замедление ведет к удорожанию проектов, а наша задача – как можно быстрее удовлетворить потребности москвичей в новом качественном жилье. Так, только с начала года сданы почти два десятка домов, куда смогут переехать еще примерно 13 тыс. участников программы. Для них готовы 6512 квартир с современными планировками и ремонтом. С начала года передано под заселение 10 ранее построенных новостроек на 3101 квартиру. А за весь период реализации программы возведено 249 новостроек, из которых 229 домов (а это 53 тыс. квартир) передано под заселение. Возводится еще 194 дома, а 217 проектируется. Из 692 хрущевок начали переселяться 114,6 тыс. жителей, 96,8 тыс. из них отметили новоселье. Активные работы ведутся и по сносу старых домов – демонтировано уже 216, а на их месте возводятся 66 новостроек, куда переедут более 35 тыс. человек. Кстати, за неполные четыре месяца этого года объемы сноса превысили объемы за весь прошлый год: 80 демонтированных хрущевок против 53. Чем быстрее будут освобождаться площадки, тем скорее начнут возводить новостройки, а значит, приблизятся и сроки переезда москвичей.
Создание комфортной городской среды предусматривает обеспечение жилых кварталов – как новых, так и уже сложившихся – необходимой социальной инфраструктурой, в частности, детскими садами и школами. Какие новые объекты готовят к вводу в этом году?
– Градостроительная политика Москвы направлена на формирование максимально комфортной городской среды. Это подразумевает создание многофункциональной застройки с большим количеством объектов социальной инфраструктуры. Возводятся они в разных районах города вблизи новых или уже сформированных жилых кварталов. Шаговая доступность таких учреждений значительно повышает качество жизни. Так, с января по апрель в Москве введено в эксплуатацию 13 детских садов, восемь школ и два учебно-образовательных комплекса. Все школы оснащены в соответствии с новейшими стандартами обучения, в детских садах обустроены комфортные группы для малышей. Среди крупных объектов сданы школы-гиганты на 2100 мест и на 1150 мест в Новой Москве, на 800 мест – в рамках реорганизации промзоны «Октябрьское Поле». Введены детские сады в поселениях Филимонковское, Московский, в Косино-Ухтомском и других районах. Кстати, большинство объектов образования (20 из 23) возвели инвесторы, продолжающие участвовать в комплексном развитии города. В ближайшее время готовится к вводу учебный корпус Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства. Это двухэтажное здание площадью более 3,5 тыс. кв. метров рассчитано на 100 студентов. Всего по итогам 2023 года в столице планируется сдать 66 объектов образования: 33 детских сада и 33 школы.
А каковы строительные успехи на ниве здравоохранения?
– Программа модернизации объектов здравоохранения, развернутая в последние годы, пожалуй, самая масштабная за всю историю Москвы. Мы создаем качественную и доступную медицинскую инфраструктуру, ориентированную на пациента. Каждый проектирующийся и строящийся объект отвечает высоким московским стандартам. Темпов работ мы не снижаем.
С начала года ввели в эксплуатацию семь современных комплексов, включая поликлиники в районах Солнцево, Ховрино, Измайлово и Дмитровский, а также корпус детского стационара многопрофильного клинического центра в Коммунарке, рассчитанный на 180 коек. Там же, в Коммунарке, в этом году достроим еще один важный объект – корпус лучевой терапии на
50 пациентов. Среди других знаковых сооружений, намеченных к вводу на 2023 год, – уникальный лечебно-диагностический комплекс МКНЦ им. Логинова в районе Перово, флагманские центры на базе городских больниц им. Филатова, им. Боткина и им. Буянова, а также инфекционный комплекс на Волоколамском шоссе. Планируем ввести в эксплуатацию и восемь новых поликлиник. Всего же по итогам 2023 года столичная инфраструктура здравоохранения пополнится 34 современными объектами.
В столице продолжается и строительство современных спортивных сооружений. Какими знаковыми объектами порадуете любителей спорта в этом году?
– Москва в последние годы совершила гигантский рывок в области развития спортивной инфраструктуры. Причем многое сделано и продолжает делаться как для развития спорта высших достижений, так и массового. Планы на 2023 год предусматривают завершение строительства и сдачу в эксплуатацию 14 новых современных сооружений. На сегодняшний день половину из них уже ввели в эксплуатацию. Среди них такой крупный объект, как реконструированный спортивно-тренировочный комплекс академии «Динамо» рядом с Петровским парком. Сооружение стало частью крупного спортивного кластера, в состав которого входит стадион «ВТБ Арена». Кроме того, после капремонта сданы в эксплуатацию спорткомплекс «Триумф» в районе Покровское-Стрешнево, спортивно-оздоровительный комплекс «Спартак-Волейбол» в Ясенево, ряд спортивных сооружений в других районах Москвы. Самым крупным объектом, планируемым к вводу в эксплуатацию до конца года, станет «Кристалл» в «Лужниках», возводимый на месте старого катка. Это полноценный Ледовый дворец с расширенной спортивной инфраструктурой для любителей хоккея и фигурного катания. Намерены также ввести в эксплуатацию два больших дворца спорта на востоке столицы – в районах Новокосино и Некрасовка.
В столичном районе Лефортово возводят Центральный кластер и «Квантум парк» МГТУ им. Баумана. Что будет собой представлять эта территория и когда планируется завершить работы?
– «Квантум парк» и Центральный кластер МГТУ им. Баумана станут ключевыми точками притяжения на огромной территории, где возводят 14 зданий будущего кампуса. Площадь кластера составит 50,5 тыс. кв. метров: на общем стилобате расположатся пять корпусов, где можно будет проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По соседству расположится «Квантум парк» – пятиэтажное здание, где разместят высокоточное и высокочувствительное оборудование для лабораторий, коворкинги и аудитории для студентов МГТУ. Фактически мы создаем мини-город для будущих инженеров. Всю территорию благоустроим и озеленим. Одним из уникальных объектов станет и велопешеходный мост через Яузу со смотровой площадкой-амфитеатром, пандусами, лестничными сходами. Здесь можно будет отдыхать, любуясь рекой и окрестностями. Строительные работы в Лефортово ведутся активными темпами. Завершить их планируем летом будущего года.