Запретить сносить и искажать

Запретить сносить и искажать

Запретить сносить и искажать
Запретить сносить и искажать //Полина Наседкина
Дом рабочего товарищества «Трудкоопстрой» признан объектом культурного наследия

Жилой дом рабочего товарищества «Трудкоопстрой» («Трудовое кооперативное строительство»), построенный в 1927-1928 годах в районе Хамовники, получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Это один из немногих образцов коллективного советского жилья нового типа, которое сочетало в себе индивидуальные квартиры и общественные бытовые помещения — прачечную, сушильню, гладильню, а также общежитие и кухни для постояльцев. 

В конце 20-х годов прошлого века советская власть предоставила гражданам страны самим решать квартирный вопрос, объединяясь в жилищные товарищества. При этом архитекторам было рекомендовано взять курс на строительство коммунальных домов с коллективным использованием вспомогательных помещений. 

Жилой дом «Трудкоопстроя» — пример дома такого проживания. Здание, которое должно было стать прототипом жилья будущего, располагается в 6-м Ростовском переулке. Построено оно по проекту немецкого архитектора Вильгельма Циммера, возглавлявшего в 1920-е годы проектные работы Госстроя (Государственной строительной конторы) в области жилищного строительства. Задачей, стоявшей перед архитектором, было обеспечить город быстровозводимыми и экономичными домами. 

«Жилой дом «Трудкоопстрой» в Хамовниках представляет собой уникальный пример архитектурного поиска новых форм. Это одно из первых коммунальных зданий столицы и единственная сохранившаяся постройка архитектора Вильгельма Циммера в нашем городе», — считает глава департамента культурного наследия Алексей Емельянов. 

Он отмечает, что, изучив чертежи здания и его архивные фотографии, специалисты пришли к заключению, что постройка практически без изменений сохранила всю архитектурную часть проекта и внутреннюю планировку помещений. «Похожие проекты данного периода, реализованные в столице, немногочисленны, а архитектурные аналоги дома в 6-м Ростовском переулке в столь же высокой степени сохранности нам неизвестны», — заключает Емельянов. 

За десятилетия, прошедшие с момента постройки здания, его облик практически не изменился. Зодчий эффективно соединил в постройке элементы двух абсолютно разных архитектурных стилей — зародившегося в России конструктивизма, со свойственной ему простотой форм и отсутствием декора, и североевропейской архитектурой раннего нового времени (XV–середина XVIII века) с мансардными этажами и мелкой раскладкой окон. 

Главный фасад здания, выходящий на 6-й Ростовский переулок, не имеет архитектурных украшений. Их заменяют широкие оконные проемы с мелким переплетом. На фасаде, который смотрит во двор, в нишах располагаются балконы-веранды. До наших дней дошли и уличные оконные рамы, и двери, а также деревянная парадная лестница внутри здания. Но все же наиболее интересным элементом постройки является высокая четырехскатная крыша с печными трубами и мансардными окнами, заимствованная из немецко-голландской архитектуры. 

Из конструктивизма немецкий архитектор позаимствовал и принцип внутренней планировки здания — разделение на индивидуальные квартиры и помещения для общего пользования, которые располагались в подвале, такие как прачечная, сушильная и гладильная комнаты. На каждом этаже расположились по две квартиры с кухней и санузлом. Окна жилых комнат выходят на улицу, а спальни и кухни — в тихий (по тем временам) двор. В мансарде прежде размещалось общежитие с общим коридором и санузлом. Дополнительные кухни для жителей мансарды находились на первом и втором этажах. 

Новый статус здания — памятника архитектуры — обеспечивает ему охрану государством. Любые реставрационные или ремонтные работы на нем могут проводиться только после предварительного согласования и под контролем департамента культурного наследия города. Запрещено также «сносить и искажать исторический облик» сохранившегося подлинного фрагмента ограды задания.