Метро стало ближе к дому
Несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин открыл три новые станции метро на Люблинско-Дмитровской ветке – «Селигерскую», «Верхние Лихоборы» и «Окружную». Москвичи и гости столицы уже успели оценить не только удобство их использования, но и великолепную архитектуру, продолжающую традиции самого красивого метро в мире. Строительство велось в очень сложных условиях, применялись самые современные технологии и оборудование. Проект разработали специалисты Группы компаний «Моспроект-3».
Открытие нового участка метрополитена позволило решить сразу несколько задач, имеющих ключевое значение для развития столичной транспортной инфраструктуры. Новые станции улучшили обслуживание населения районов Северного административного округа – Тимирязевского, Бескудниковского, Западного Дегунина. Метро в непосредственной близости от своих домов и мест работы появилось более чем у 400 тысяч жителей Москвы. В результате удалось разгрузить действующие пересадочные узлы Серпуховско-Тимирязевской линии более чем на 20 тысяч человек в сутки, улучшить распределение пассажиропотоков на северном участке этой ветки, а также на юго-восточном отрезке Таганско-Краснопресненской и южном участке Замоскворецкой линий метрополитена. Кроме того, изменилась работа и наземного транспорта – около станций появились благоустроенные остановки, а маршруты подвоза жителей до ближайших станций метро значительно сократились.
Общая протяженность участка составила 6,3 км. Две станции – «Окружная» и «Верхние Лихоборы» – глубокого заложения, а «Селигерская» – мелкого.
«Люблинско-Дмитровская линия – очень значимая реализованная транспортная задача для жителей нашего города и Группы компаний «Моспроект-3». Проект высокой технической сложности, с широкой палитрой самых современных способов производства работ. Дизайн станций создает эффект воздуха, света и пространства для пассажиров», – отмечает Анна Дмитриевна Меркулова, генеральный директор Группы компаний «Моспроект-3». Московское метро – одна из главных достопримечательностей столицы, ведь каждая его станция уникальна. Три новых объекта тоже не стали исключением. Они следуют общей концепции Люблинско-Дмитровской линии – современный внешний вид и светлые тона в отделке, однако каждая имеет собственные, отличные от других, инженерные и архитектурные решения и особый стиль оформления.
Архитектурные решения станций «Селигерская», «Окружная» и «Верхние Лихоборы» разрабатывались специалистами АО «Моспромпроект», входящего в Группу компаний «Моспроект-3».
«Селигерская» имеет два подземных вестибюля с выходом на Дмитровское шоссе и Коровинское шоссе. Это трехсводчатая станция пилонного типа, ее конструкции выполнены из чугунных тюбингов.
Строительство станции осуществлялось на глубине около 54 метров в непосредственной близости к железной дороге Савеловского направления. Чтобы уменьшить оседание земляного полотна и железнодорожных путей, а также избежать строительных рисков, при сооружении эскалаторного тоннеля проходка осуществлялась с предварительным замораживанием водонасыщенных песков, а разработка породы велась без взрывных работ.
В отделке станции использовали гранит, керамогранит, композитные панели, молдинги из нержавеющей стали и закаленное стекло. Сводчатые потолки над платформой и кассовыми залами создают ощущение воздушности. Вестибюли выполнены в стиле ар-нуво. Для этого стиля характерны конструкции в виде изогнутых растений, «растительные» арки и орнамент.
Отделка центрального зала подчеркивает ритм основных строительных конструкций, акцент сделан на несущих колоннах, которые облицованы травертином по торцевым плоскостям колонн с «заходом» камня на фасадную сторону, обращенную в центральный зал и в сторону посадочных платформ.
У станции метро «Верхние Лихоборы» на данный момент открыт только южный подземный вестибюль с выходами на Дмитровское шоссе и Дубнинскую улицу. Северный вестибюль планируется запустить до конца 2018 года. Это трехсводчатая, трехпролетная станция пилонного типа с островной платформой. Ее также возводили с использованием чугунных тюбингов. Строительство осуществлялось на глубине около 49 метров в особенно сложных горногеологических условиях, где водоприток превышал 250 кубометров в час.
Архитектурный образ станции решен в едином стиле со всей линией из шести новых станций (включая «Марьину Рощу», «Фонвизинскую», «Петровско-Разумовскую»). Единство создается выразительным пластическим и световым ритмом, единым приемом колористического решения. «Верхние Лихоборы» украсили серым и черным гранитом, белым и многоцветным мрамором с серыми, красными и коралловыми вкраплениями.
Отделка полов, стен и колонн пассажирской зоны вестибюля произведена натуральным камнем. Дополнительную выразительность придает решение подвесного потолка центрального зала, выполненного радиусными зонтами, чередующимися по структуре. На потолке – метрический ряд светильников, акцентирующих пластику отделки. В боковых залах пилоны облицованы плитами многоцветного мрамора с полосами серо-сизого и кораллового цвета.
К запуску участка на станции метро «Окружная» открылся южный подземный вестибюль с выходом к Гостиничному проезду – к жилой застройке и остановке наземного пассажирского транспорта. Одновременно с ТПУ «Окружная» будет открыт и северный вестибюль, который объединит Люблинско-Дмитровскую линию метро и платформу Савеловского направления железной дороги.
Интерьеры «Окружной» отсылают к расположенной поблизости Савеловской железной дороге. Образ железнодорожной магистрали архитекторы воссоздали за счет пяти линий светильников на потолке. В отделке применен гранит черных и серых тонов, белый и цветной мрамор золотистого оттенка. Своды цельных и боковых залов станций облицовываются панелями из алюминиевых сплавов, наклонных ходов эскалаторов – панелями из стеклопластика.
При проектировании и строительстве этих станций были использованы практически все существующие способы производства работ. Проходка перегонных тоннелей велась с применением как буровзрывных работ, так тоннелепроходческого комплекса. Рабочие и вентиляционные стволы сооружались при помощи механизированного стволопроходческого комплекса.
Строительство тоннелей между станциями при помощи проходческих щитов на большой глубине раньше применялось достаточно редко ввиду высокой технологичности работ и необходимости использовать самые современные машины с грунтопригрузом забоя. В этой связи особое внимание проектировщиков и строителей было приковано к доставке механизма непосредственно на площадку строительства и демонтажу после завершения всех работ.
Демонтаж тоннелепроходческих комплексов после строительства перегонных тоннелей осуществлялся под землей на большой глубине. Сооружение специальных камер выполнялось через подходные штольни с креплением чугунными тюбингами. Для того чтобы поднять многотонную конструкцию щита на поверхность, использовался портальный кран. Плюс некоторые элементы машины доставлялись по уже проложенным тоннелям обратно в монтажно-щитовую камеру.
Ограждающие конструкции котлованов станций выполнялись с применением метода «стена в грунте», буросекущихся свай, а также противофильтрационных завес. Кроме того, при строительстве станций применялись специальные способы производства работ: водопонижение, замораживание грунтов, Jet-Grouting (струйная цементация грунтов) и др.
Новые станции оснащены интуитивной навигацией, колоннами экстренной связи, передовыми системами антитеррористической защиты и пожарной безопасности и приспособлены для комфортного передвижения маломобильных групп населения. Открытие нового участка Люблинско-Дмитровской линии подарило жителям возможность легко и быстро перемещаться по столице. ®