Антуан Грумбах: «Мы должны прислушиваться к голосу каждого города»
«Законченный город – мертвый город, без этой уверенности мы не могли бы решиться мечтать и решиться строить» – так формулирует свою жизненную позицию знаменитый французский архитектор Антуан Грумбах. Уверенность в том, что архитектура и урбанизм – живое искусство, питают лабораторию его воображения и позволяют воплощать в жизнь самые фантастические проекты.
«Париж, Руан, Гавр – единый город, раскинувшийся на берегах Сены, его главного проспекта», – говорил Наполеон Бонапарт. Эти слова стали для архитектора Антуана Грумбаха путеводной нитью в проекте развития Парижа и его пригородов, представленного в 2008 году архитектурным бюро Antoine Grumbach&Associés.
«Не так давно крупные города вновь стали притягивать наше внимание, – читаем мы в предисловии Брюно Фортье к проекту Seine Métropole. – Так случилось и с Парижем – самым красивым городом мира». Этот прекрасный город оказался в плену беспокойства: ему стало тесно в прежних границах, он слишком зажат пригородами, он слишком рационален в сравнении с окружающим миром… Пора сделать решительный шаг, вырваться из привычных схем. В этом мы видим цель размышления над амбициозным проектом «Большой Париж».
«Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена», – говорил Леонардо да Винчи. Ни один масштабный проект не обходится без трудностей. Проектные работы Антуана Грумбаха в главных мегаполисах мира лишь подчеркивают необходимость постоянного возвращения к сделанному, они ставят вопрос о возможности концептуализации формы без ограничений. Антуан Грумбах стремится возродить общедоступное общественное пространство мегаполисов и фокусирует свои исследования на формах и сети систем мобильности.
В 2013 году, когда Антуан Грумбах и Жан-Мишель Вильмотт взялись за проект «Большая Москва», многие задавались вопросом, не будет ли это оторванной от реальности идеей, не станет ли он повторением концепции «Большого Парижа», некого развития проекта «Москва – Порт пяти морей» советских времен, создания оси Санкт-Петербург – Москва – Волгоград вдоль «главной улицы рек».
«Да, меня многие спрашивали – не соединю ли я Москву и Петербург, – смеется Антуан Грумбах. – Нет, безусловно, каждый город уникален. Конечно, в Москве мы много думали о развитии города вдоль Москвы-реки, но главное, мы думали о том, как превратить столицу России в мегаполис мирового значения».
Антуан Грумбах поставил главную задачу: придать Москве, находящейся в глубине материка, открытый и свободный характер портовых городов, таких как Нью-Йорк, Токио или Шанхай. И решением, по его мнению, может стать понимание Москвы как столицы Евразийского континента, как точки пересечения культурных и коммерческих потоков из Азии в Европу и обратно.
«Не нужно, однако, забывать, – уточняет Антуан Грумбах, – что ось Москва – Петербург существует исторически, а теперь она и «укоротилась» с открытием скоростного железнодорожного движения».
Одним из важнейших аспектов работы над проектом Антуан Грумбах считает создание чувства коллективной принадлежности к определению территориальной идентичности. По его инициативе для работы над проектом Seine Métropole был создан интерактивный веб-сайт. Кто лучше, чем местные жители, знает особенности территорий и может указать на важные детали, упущенные при глобальном рассмотрении проекта. Так были разработаны велосипедные дорожки и маршруты и определены точки велопроката. Создание велосипедных маршрутов, между Парижем и Гавром, включенных в разработку проекта Seine Métropole, в короткое время поможет «овладеть» всей территорией. Они привнесут особое очарование в повседневную жизнь, каждый сможет на себе опробовать концепцию «как быть туристом в своем собственном городе». Доступ к берегам, богатым флорой и дикой фауной, откроет щедрый характер реки. И такой маршрут, подходящий как для взрослых, так и для детей, для велосипедистов любого уровня подготовки, может прерываться остановками в каждом прибрежном городке, полном исторических памятников и достопримечательностей.
Консультации с населением позволяют достичь иного уровня проекта, он может выйти за пределы архитектуры и урбанизма. Так, например, возникла глобальная идея «Долины знаний», объединившей исторические университеты нескольких городов.
«Во время работы над проектом «Большая Москва» мы в течение некоторого времени работали с группой из одиннадцати студентов Архитектурного института, – рассказывает Антуан Грумбах. – Это было особенное чувство. Присутствие молодых помогло по-новому взглянуть на наши разработки».
Для Антуана Грумбаха любая работа в мегаполисе требует проникновения в характер города, в понимание его исторического развития. В Москве его поразили многоэтажные дома, выстроенные в 1960–1970-х, «погруженные» в зелень. Так общие идеи, возникшие в проекте «Большого Парижа», соединились с поиском урбанистических решений «Большой Москвы».
«Вместе с Жан-Мишелем Вильмоттом мы постарались проанализировать ДНК Москвы, – уточняет Грумбах, – и мы поняли, что Москва неотделима от ее лесных массивов. Мы много бывали в «зеленых островах» города: они неотделимы от его характера, лес «пришел» в город. Мы использовали эту особенность».
Архитектурное бюро под руководством Антуана Грумбаха отказалось от идеи создать «города-спутники» вокруг четырех московских аэропортов, ему ближе развитие города в полном уважении к историческому развитию столицы. Уважение к прошлому сочетаются с предложениями, позволяющими «приблизить» город к его жителям, создать в нем жизнь «человеческого масштаба».
Идеальный полис, по Платону, должен включать 5040 полноправных граждан. Аристотель писал, что население и территория полиса должны быть легко обозримыми. Современная Москва насчитывает 12,5 млн жителей, и наше время ставит новые задачи перед архитекторами и разработчиками урбанистической концепции. «XXI век – время преобразования городов, а не их основания, – утверждает Антуана Грумбах, – мы должны прислушаться к голосу каждого, понять, как преобразовать и улучшить уже существующую ткань города».