Город честных правил
Транспортная революция, вовлечение жителей в процесс управления городом и принятия решений о его развитии, а также создание общественных пространств и применение «умных» технологий – это то, что станет драйверами развития мегаполисов в ближайшее время. К такому мнению пришли российские и иностранные эксперты в ходе дискуссии «Москва меняется. "Urbs et Orbis", организованной Московским центром урбанистики «Город» на МУФ-2018.
В мае 2017 года, когда президент России Владимир Путин находился во французском Версале с рабочим визитом, было принято решение организовать диалоговую площадку для обсуждения вопросов и инициатив, связанных с созданием условий для комфортной жизни горожан. Так появились «Трианонские диалоги», по названию одного из Версальских дворцов. По общему мнению гостей и участников московской Трианонской сессии под названием «Москва меняется. Urbs et Orbis», идея оказалась более чем удачной. Иностранные и российские эксперты обсудили градостроительные практики и современные концепции, роль жителей, бизнеса и новых технологий в совершенствовании городской инфраструктуры, в формировании «умного города» и дальнейшей урбанизации.
Трансформация происходит уже сегодня
Первую часть сессии, которая была посвящена глобальным вызовам и трендам, характерным для современных мегаполисов, открыл руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин. Он отметил, что мегаполисы – это драйвер экономического развития в современном мире. Агломерации уже сегодня генерируют до 60% мирового валового внутреннего продукта. При этом эксперты отмечают тренд на увеличение этого показателя. «Москва – локомотив экономики России, столичная агломерация создает треть ВВП страны», – рассказал Сергей Черемин. Он подчеркнул, что конкурентоспособность России в современном мире напрямую зависит от конкурентоспособности и развития Москвы.
В городе уже многое сделано для трансформации в мегаполис, удобный для жизни: развивается транспортная инфраструктура, реализуются программы реновации промышленных зон, ветхого жилого фонда, активно создаются общественные пространства. При этом будущее Москвы как крупнейшей российской агломерации напрямую зависит от применения «умных» технологий во всех сферах городской жизни и вовлечения в процесс управления городом и принятия решений жителей.
По мнению гендиректора ГУП «Моспроект-2», вице-президента РАХ Михаила Посохина, трансформация мегаполиса происходит уже сегодня благодаря революционному перевороту в градостроении. «Новые технологии позволяют рассчитывать весь жизненный цикл дома – от идеи его постройки до сноса. В то же время мы должны понимать, что развитие города – это и развитие мест приложения труда. Сегодня главная тенденция – вывод промзон и замена загрязняющих город заводов на более интеллектуально развитые и экологически чистые производства», – рассказал Михаил Посохин.
Однако в развитии города есть и свои проблемы. Как отметил генеральный директор Orchestra Design Эдуард Моро, курировавший восемь лет назад проект строительства парка Горького, в России пока нет четкого механизма для реализации урбанистических проектов. Процесс тормозят также низкий уровень доверия между государством и частными партнерами, недостаточная вовлеченность местного населения в разработку и реализацию таких проектов. Впрочем, это общая проблема, с которой сталкиваются не только в Москве, но и в других городах.
Удачным примером воплощения в жизнь урбанистического проекта Эдуард Моро назвал организацию творческого индустриального кластера «Октава» в Туле, созданного на базе функционирующего до сих пор одноименного промышленного кластера.
Специалисты решили преобразовать простаивающие площади, на месте старых цехов меньше чем за год появилось множество лекториев, кафе, музеев, звукозаписывающих студий и творческих публичных пространств. И это в то время, когда буквально за стеной продолжается производство известных на весь мир микрофонов Oktava.
Горожане решают
По мнению вице-президента, генерального директора Bouygues Europe SA (Франция) Эммануэля Фореста, в вопросах городского развития необходимо прислушиваться к мнению жителей, которые порой лучше, чем власти, могут знать, что нужно сделать в их районе для создания комфортных условий. Это может быть система публичных слушаний либо электронное обсуждение на современных интеллектуальных платформах. «Москва – удивительный и прекрасный город, здесь много зелени. Я приезжаю сюда довольно часто и вижу, как ваша столица меняется к лучшему», – отметил он.
За привлечение населения к проектам по преобразованию города выступила и проректор МГИМО Наталья Кузьмина: «Еще одна проблема – это то, что все подается населению на блюдечке с голубой каемочкой. И не факт, что ему это вообще нужно. Необходимо, наоборот, призвать людей к сотрудничеству, приучить к участию в решении вопросов относительно будущего их округа. Так удастся избежать ошибок. Ведь сами москвичи способны выбрать, что им нужно, а что – нет».
Председатель правления МЦУ «Город» Алексей Расходчиков считает, что ключ к управлению развитием города лежит во взаимодействии власти и жителей. «В противном случае мы получаем разбалансированную среду, – заявил он. – Я считаю, что горожане должны и могут принимать активное участие в создании города будущего».
Транспорт «в лучах звезды»
Эксперты, принявшие участие в дискуссии «Москва меняется. Urbs et Orbis», сошлись во мнении, что города должны постоянно развиваться. Сегодняшний тренд – использование современных технологий. Это касается создания «умных» домов, районов. Однако все это не сможет работать без трансформации общественного и личного транспорта.
Для Московской агломерации необходима разработка системы зонирования, подобная той, что существует в других городах мира. «Города будут расти. Тут уже задача планировщиков сказать, где они могут расти устойчиво и безопасно для экологии, транспорта, здоровья людей. Должно быть зонирование города по плотности застройки. Это элементарная вещь, которая есть во всех мировых мегаполисах», – считает Илья Заливухин, руководитель архбюро «Яузапроект». Агломерации должны расти вдоль линий скоростного транспорта. Развитие метро, ж/д сообщения, других современных видов транспорта позволит расти и агломерациям. Без этого получится коллапс.
Глава архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев рассказал про сложившуюся транспортную систему Москвы. «Звездообразное развитие транспортной сети города, когда между так называемыми «лучами» звезды появляются приличные пространства без какого-либо доступа к общественному транспорту, приводит к тому, что жители более отдаленных районов, но расположенных вдоль «луча» транспортной ветки, находятся в лучшем положении, чем жители близких к центру округов». И развитие рельсового общественного транспорта происходит именно вдоль этих «лучей». Например, сегодня жители некоторых районов на севере города тратят на дорогу в центр Москвы по два часа, хотя проживают внутри МКАД. При этом жители агломерации, тех населенных пунктов, которые расположены вблизи железнодорожных веток на удалении 30–40 километров от МКАД, добираются в центр всего за 30–40 минут. По мнению эксперта, исправить положение поможет только настоящая транспортная революция. Он предложил развивать персональные электрические автомобили-беспилотники, которые смогут доставлять граждан до станций метро или остановок высокоскоростного транспорта.
Алексей Расходчиков,
председатель правления МЦУ «Город»:
– Существуют различные направления городского развития: развитие транспортных сетей, инновационное развитие, привлечение туристов, привлечение инвестиций, всевозможные проекты реновации старых промышленных зон, проекты агломерации. Это шесть разных направлений, но человека нет ни в одном из них. Всё должно начинаться с человека, без людей города просто превратятся в обезлюженные пространства. «Активный гражданин» – это первая технологическая платформа, которая позволяет органам власти согласовывать свои действия с населением. Подобных проектов раньше не существовало. При этом, конечно, должны существовать и другие формы взаимодействия с горожанами.
Неправильный подход, что все решать должны специалисты, а мнение населения учитывать совсем не обязательно. Такой подход неоднократно вызывал впоследствии множество проблем. Москвичи в состоянии принимать здравые решения, так как это образованные, способные высказать разумные предложения люди. Если человек участвует в чем-то, он будет это исполнять. Важно, чтобы жители включались в обсуждение, вносили свои идеи и предложения. Так человек становится сопричастным той среде, в которой живет. Тогда этот город становится его, и он может говорить, что и он что-то здесь делает и решает.
Мэри Маргарет Джонс,
старший директор и президент
HARGREAVES ASSOCIATES:
– Зеленый город – это лучшее будущее для мегаполисов. В моей профессии ландшафтной архитектуры иногда слишком много дизайна в парках. Слишком много всего встроено и запланировано. И поэтому я думаю, что когда есть такой островок дикости, природы в городе, это очень здорово. В Москве много зелени, и город продолжает развиваться в этом направлении.
Юлий Борисов,
основатель UNK Project:
– Мы стоим на пороге серьезной трансформации города, которая приведет к серьезным результатам. Безусловно, программа реновации станет частью этой трансформации. Уже сегодня город стал лучше. И это видим не только мы, москвичи, это отмечают и иностранцы, побывавшие в Москве на чемпионате мира по футболу и на Московском урбанистическом форуме. Действительно, мы смогли сделать – по крайней мере в центре – комфортный, красивый город.
По применению современных технологий Москва уже сегодня впереди планеты всей. По использованию Apple pay обогнали даже Америку. Такие данные сегодня предоставляют ведущие аналитические агентства. Поэтому я уверен, что сегодня Москва полностью готова к цифровой трансформации.
Денис Колокольников,
председатель совета директоров
группы компаний RRG:
– Основой для оптимального районирования столицы могло бы стать кластерное деление. Развитие столицы сегодня основывается на административном делении на районы и округа, но такое деление не является естественным для города. Гораздо более комфортным могло бы стать районирование, учитывающее кластеры – условно замкнутые территории, имеющие естественные и искусственные физические границы, которые могут меняться в процессе застройки и развития территорий.
В основе концепции кластеров лежат те жизненные ценности человека, которые создают территориальную дифференциацию социально-демографического портрета города и со временем повышают уровень и качество его жизни. Кроме того, в своих ежедневных передвижениях по городу москвичи ориентируются не на принятое административное, а на интуитивное, «естественное» деление, избегая таких преград, как крупные магистрали, промзоны, реки, железнодорожные пути.
Дэвид Басульто,
главный редактор портала ArchDaily:
– Главное – сделать городскую среду комфортной для человека. Для этого Москва, Париж и другие города будущего проводят транспортные реформы, реализуют градостроительные проекты с привлечением лучших мировых архитекторов. Мировые столицы могут ориентироваться на Москву. Парк «Зарядье» –
это удачный пример решения актуальных проблем большинства мегаполисов: развитие центра города, его инфраструктуры, все это рядом с рекой. Это привлекает людей.
Наталья Кузьмина,
проректор МГИМО:
– «Умный город» как термин давно устарел. Ведь если разобраться, он подразумевает жесткое внедрение инновационных технологий во все сферы жизни. И такие в больших городах давно существуют.
Сегодня действительно можно делать все важные дела, начиная с выполнения работы и заканчивая покупкой продуктов, не отходя от компьютера. Поэтому более актуальным определением для города будущего теперь стал «гибкий город». Как раз тот, который может оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства, обеспечивая при этом необходимые потребности человека. А они нашли себя в перемещении в города-миллионники. В то время как остальные 1100 просто маленьких или моногородов переживают отток населения. В этих условиях необходимо оперативно реагировать и направлять все усилия на создание комфортной жизни именно там. Ведь город будущего – это город для человека. Независимо от размеров населенного пункта.