Отвоевать у пробок 50 минут
Подземка нового поколения
Каждый пятый горожанин тратит на дорогу более трех часов в день – это равносильно тому, чтобы идти пешком или ехать на велосипеде. Правда, как заметил заместитель мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, и на двух колесах передвигаться по городу пока трудновато. Как, впрочем, и на других видах транспорта – по некоторым направлениям общественный транспорт, признают чиновники, перегружен на 20–30%.
Власти поставили цель сократить время в пути до 50 минут, а движение по улицам города сделать беспрепятственным в первую очередь с помощью инфраструктурных программ. В приоритете – строительство метро. В 2013 году намечено ввести 14 км линий и 7 новых станций. В результате подземка охватит 82% населения. Уже сегодня, как заметил глава Московского метрополитена Иван Беседин, метро стали пользоваться на 4% пассажиров больше.
Подземка станет комфортнее. Одних только вагонов нового поколения закупят почти 350. До конца года в метро появится беспроводной интернет, до 1 июня будет внедрена новая система навигации.
Мэр напомнил, что столичное метро развивается не только по радиальным направлениям, но и по кольцевым. Благодаря строительству Третьего пересадочного контура и интеграции в систему скоростного транспорта Московской кольцевой железной дороги радиальные линии будут разгружены на 20%. А через 7 лет метрополитен стает органичной частью транспортной системы города, работающей по принципу «от двери до двери» – от квартиры до работы.
Резиновые электрички
Электрички должны стать достойной альтернативой автомобилю при перемещении из города в область. Для этого количество мест в них запланировано увеличить уже в 2013 году на 10%. В финале программы развития пригородного железнодорожного транспорта к 2020 году интервал движения на основных пяти направлениях в часы пик составит 3–4 минуты. Для этого необходимо 240 км новых железнодорожных путей. Уже подписано соглашение с РЖД о совместном финансировании строительства инфраструктуры на самых проблемных участках. Из бюджета города на эти цели выделено 47,5 млрд рублей. Планируется заключить контракт на поставку специально разработанных трехдверных поездов.
«Сложнейшим мегапроектом» назвал Сергей Собянин реконструкцию Малого кольца Московской железной дороги: «МКЖД – это путь, который проходил через столичные промышленные зоны. Если сейчас по нему проехать, по обе стороны можно наблюдать полузаброшенные промзоны, свалки, перекошенные заборы, гаражи и т. д. Все это надо зачистить, убрать и создать новую комфортную городскую среду». Малое кольцо должно стать вторым пересадочным контуром, который интегрируют с метро и другими видами транспорта. Мэр отметил, что в настоящее время нет никаких финансовых ограничений для реализации проекта. Строительные работы уже начались на четырех участках, одновременно ведется разработка документации по другим направлениям.
Трамвай станет дублером метро
Отвечая на вопрос, реально ли изменить психологию автовладельцев, чтобы они пересели с комфортабельного автомобиля на общественный транспорт, Сергей Собянин заметил, что никого не принуждают – это вопрос выбора каждого человека. И выбор этот во всем мире люди делают исходя из двух причин: насколько это выгодно и насколько комфортно.
Плата за парковку, жесткое администрирование, штрафы – все это создает финансовую мотивацию для использования общественного транспорта. Градоначальник уверен, что трафик личных автомобилей будет снижаться.
Время поездки на общественном транспорте должно сократиться на 7 минут. Бороться за эти минуты будут на всех видах транспорта. В том числе на трамвайных маршрутах. Модернизация трамвайной сети Москвы, как заявил Сергей Собянин, утроит пассажиропоток.
Возможно, линии объединят в единую сеть. Вагоны постепенно будут заменены на низкопольные и бесшумные. Все это, включая реконструкцию инфраструктуры вблизи трамвайных путей, сократит интервал движения трамваев чуть ли не до одной минуты. С таким коротким интервалом в час пик трамваи смогут ехать по самым напряженным участкам города, а на некоторых из них смогут дублировать метро.
Все большую роль в разгрузке дорожного движения будут играть выделенные линии. Со временем, убежден Сергей Собянин, люди будут привыкать к тому, что при выезде на автомобиле на выделенную полосу наказание неминуемо. В автобусах уже в ближайшие месяцы начнут устанавливать камеры: их водители будут фотографировать всех, кто мешает движению.
По выделенке пустят дополнительно скоростные автобусы – полуэкспрессы, к тому же дадут «зеленую улицу» желтым легальным такси. С 1 августа власти предлагают сделать этот цвет единым стандартом для всех таксистов.
Сергей Собянин высказался против возвращения кондукторов в автобусах. Поручил проанализировать пассажиропоток и выяснить, насколько люди заинтересованы в ночных маршрутах. Мэр сообщил, что власти столицы не собираются отказываться от монорельса – наоборот, администрация готова рассматривать предложения коммерческих структур о создании новых линий. Поддержат также инвесторов, готовых организовать перевозки речным транспортом. Для велосипедистов в Москве устроят специальные дорожки, а ближе к лету будет открыто 100 станций проката велосипедов.
Будет ли возможность с помощью «электронного кошелька» оплачивать проезд в маршрутных такси или они останутся альтернативой для тех, кто хочет расплачиваться наличными? Какие перспективы у этого вида транспорта?
Прямая речь
Заммэра Максим Ликсутов: «Если легально работающие маршрутные такси захотят присоединиться к системе «электронного кошелька», мы будем только «за». Такие предложения мы уже им направили и обсуждаем. Но зачастую проблема в том, что большая часть этих компаний ведет скрытую от налогообложения отчетность. Такие перевозчики фактически не несут за пассажиров никакой ответственности и даже не выдают им документа, подтверждающего проезд. С точки зрения продолжения работы маршруток как таковых определенное количество небольших автобусов в новой маршрутной сети города будет присутствовать, запрещать их мы не собираемся».