Как в России решается проблема замены лифтов - Московская перспектива
Как в России решается проблема замены лифтов

Как в России решается проблема замены лифтов

Как в России решается проблема замены лифтов
Как в России решается проблема замены лифтов mos.ru
Старые лифты, нехватка запчастей, отложенные сроки модернизации: всё это делает поездку в лифте не такой уж рутинной. Несколько трагедий последних лет показали: опасность может поджидать не только в изношенных кабинах, но и в новых зданиях с халтурной сборкой. Что сейчас происходит с лифтовым оборудованием в стране, где по оценкам износа каждый второй подъёмник работает на честном слове?

Проблемы на первом плане
По статистике за последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев на лифтах. Более половины из них закончились тяжёлыми травмами или гибелью людей. Только в 2024 году зафиксировано четыре аварии, в которых пострадали пять человек, двое из них погибли.

Причины не только в возрасте оборудования, но и в человеческом факторе. Один из самых резонансных случаев произошёл в жилом комплексе «Алые паруса» в 2016 году. Там лифт рухнул из-за грубых нарушений со стороны обслуживающей организации. Похожая трагедия случилась и в московском ЦУМе: тогда погибли два техника. Причиной стало разрушение редуктора лебёдки из-за перегрева и трещин в металле.

Специалисты подчёркивают: опасны не только старые лифты. Некоторые застройщики до сих пор устанавливают оборудование из несертифицированных компонентов, собранных «по частям» без должного контроля.

Масштаб износа
На весну 2024 года в России эксплуатировалось свыше 600 тысяч лифтов. При этом более 140 тысяч из них нуждаются в срочной замене: 97 тысяч используют с уже истёкшим сроком службы, ещё 43 тысячи находятся на грани завершения срока годности.
Правительство планировало заменить все устаревшие лифты до 2025 года, но теперь сроки под вопросом. В 2024 году в Госдуме предложили сдвинуть крайний срок на 2030 год. Причина: нехватка оборудования и сложная логистика.
Приводился конкретный пример: в одном из жилых комплексов Восточного Бирюлёва сломались пять из восьми лифтов. Жильцы были вынуждены стоять в очередях по 40 минут.

Московский опыт
В столице с 2018 года действует собственная программа замены лифтов. По ней оборудование меняют строго в год окончания 25-летнего срока службы без продлений. В 2024 году по данным заммэра Петра Бирюкова в Москве заменили почти тысячу лифтов. Всего с начала действия программы обновили 49,2 тысячи подъёмников. В 2025 году планируется заменить ещё 4,2 тысячи. Больше всего в Юго-Западном, Восточном и Южном округах. Работы ведутся поэтапно, чтобы не создавать неудобств жильцам. Используется исключительно отечественное оборудование, которое, по словам чиновников, соответствует современным требованиям безопасности.

Ответ рынка
Нехватка надёжных решений заставляет производителей активнее двигаться. Спрос на лифты, особенно для нового жилья бизнес-класса, вырос. На Петербургском экономическом форуме и в рамках недавней выставки в Москве Карачаровский механический завод представил лифт «Галактика» с потолочной подсветкой под звёздное небо. Эта модель уже стала ответом на возникшую нишу. Завод входит в особую экономическую зону «Технополис Москва» и рассматривается как ядро возможного кластера вертикального транспорта в стране. АО «Мослифт» представил новую кабину собственной разработки – «Стриж» – с обновлённым промышленным дизайном.

Выставка как индикатор отрасли
В конце июня на ВДНХ завершилась 12-я Международная выставка лифтов и подъемного оборудования Russian Elevator Week-2025. В этом году участие в ней приняли 105 компаний из России, Китая, Турции, Италии, Ирана, Греции и Испании.
Посетителям показали пассажирские и грузовые лифты, подъемники для маломобильных граждан, парковочные системы и компоненты к ним. Среди отечественных производителей Щербинский лифтостроительный завод, «Мослифт», ТверьЛифтМаш, Карачаровский завод. Выставка показала, что российская лифтовая отрасль активно перестраивается под новые реалии и у неё есть потенциал, но проблемы пока не отступают.

Теги: #