«Власти должны наконец определиться, переедет ли федеральный центр в Подмосковье»
– Под занавес уходящего года депутаты приняли в первом чтении поправки в Градостроительный кодекс Москвы, касающиеся процедуры проведения публичных слушаний. И эти поправки вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Какова их дальнейшая судьба?
– Сейчас в Мосгордуме идет активное обсуждение этих поправок. В частности, мы рассматриваем пожелания муниципальных депутатов, которые к нам поступили в первые дни нового года. Изначально в поправках к ГК мы хотели упорядочить работу комиссии по проведению публичных слушаний, а кроме того, планировали убрать из текста закона «избыточные» публичные слушания – в частности, по градостроительным планам земельных участков, а также по территориальным и отраслевым схемам. Однако во время дискуссии, а также после нее обнаружилось, что многие коллеги настроены сохранить эти нормы. Так что в ближайшее время мы будем рассматривать поправки вновь. (Подробнее о поправках в ГК см. материал на этой полосе).
Но вообще Градкодекс требует очень серьезной доработки и переработки, так что нам предстоит внести в него многочисленные изменения, в том числе связанные с нововведениями в федеральном законодательстве. Сейчас предположить, как будет развиваться российское нормотворчество в этой области, довольно сложно.
– Но наверняка с какими-то глобальными нововведениями уже определились?
– Совершенно очевидно, что в новом российском градостроительном законодательстве будут отражены две вещи. Первое – положение о единой территориальной схеме развития Москвы и Московской области.
Речь идет об общем генеральном планировании территорий сразу двух регионов, интеграции градпланов столицы и Подмосковья. Второй очень важный момент касается развития присоединенных к Москве территорий. Власти должны наконец определиться, переедет ли туда федеральный центр. Если да – придется разрабатывать и принимать специальные законы, связанные с градостроительной политикой на этих территориях. Однако пока создание федерального центра остается под большим вопросом, решение которого очень важно для Москвы.
Разумеется, будут и другие поправки в ГК страны, связанные с жилищным строительством, сохранением исто-рико-культурного наследия, с поквартальной реконструкцией, с порядком изъятия земель для федеральных нужд... Все эти федеральные нововведения мы должны будем отражать и в нашем городском ГК.
– Когда, наконец, можно ждать появления в городе Правил землепользования и земельной застройки, над которыми работа идет уже несколько лет?
– Несколько лет назад мы вынесли разработанный проект ПЗЗ после обсуждения с гражданами на публичные слушания вместе с проектом Генплана. И если Генплан мы приняли, то ПЗЗ приняли только в первом чтении. Дело в том, что изменилась политическая ситуация, изменились финансовые возможности города в связи с кризисом. К тому же мэр Москвы Сергей Собянин сформулировал другие градостроительные задачи, связанные с торможением роста коммерческой застройки и опережающим развитием транспортной системы. Поэтому сегодня мы не можем принять ПЗЗ для всей территории Москвы и будем принимать их поэтапно. На часть территории Москвы с уже сложившейся застройкой, которая занимает примерно 40% от площади города, правила мы примем уже в ближайшее время. Это очень важно для территориального зонирования, которое определяет, где и что можно строить, какова должна быть высотность, плотность застройки и прочее.
– Уже не раз говорилось о том, что в связи с присоединением новых территорий Москве предстоит разработать новый Генеральный план развития. Работа над ним уже идет?
– По моим расчетам, принять новый Генплан мы сможем не раньше 2014 года, ведь работа предстоит колоссальная! На протяжении всего этого года мы будем готовить огромный серьезный документ. Поменять и пересмотреть в нем нужно очень многое. Например, когда-то мы планировали строить транспортные кольца, теперь же их заменят хорды. То есть появится совершенно другой транспортный каркас, нежели мы определили изначально. И, конечно, необходимо будет учитывать развитие присоединенных территорий. А еще, если поправки в федеральное законодательство, о котором я говорил, будут приняты, придется принимать во внимание и единое развитие Москвы и области. Эта работа, конечно, займет не один месяц. А потом нас ждут публичные слушания по Генплану.
Какие еще законы в области градостроительной политики Мосгордума планирует рассмотреть в наступившем году?
– Возможно, мы все-таки успеем принять в этом году ПЗЗ для всей территории города. Не исключено также, что мы с коллегами сумеем подготовить и принять закон о нормативах градостроительного проектирования, который должен четко определить, чем руководствоваться проектировщикам при формировании нового Генплана и при формировании территориальных и отраслевых схем. Кстати, этот документ мы также уже давно разрабатываем, но пока с этими нормативами так и не определились. Надеюсь, примем его уже в первом квартале. А с середины года надо начинать работать над Генпланом. Сейчас над ним трудятся градостроители и архитекторы, юристы и депутаты подключатся позже.
А вообще все градостроительное законодательство должно состоять из четырех документов – это Градостроительный кодекс, Генплан, ПЗЗ и закон о градостроительных нормативах. Все остальное – вторично.
А как же закон о благоустройстве, принятие которого вы также планируете?
– Да-да, вы совершенно правы. Закон о комплексном благоустройстве территорий очень нужен, и в ближайшее время он должен появиться в МГД. Сфера его регулирования относится не совсем к строительству, но это очень важный документ, который будет обсуждать именно наша комиссия. И я думаю, мы должны принять его уже в первом квартале.
То есть его проект уже существует?
– Это уже третья или четвертая версия законопроекта. Бывает, что прежде чем дойти до обсуждения в Думе, законы меняются по 20 раз! Пока нам еще не удалось найти компромисс с исполнительной властью города по всем статьям этого документа. Например, полномочный представитель мэра в МГД Анастасия Ракова считает, что в нынешнем законопроекте мало конкретики. Я же, например, вполне доволен тем, что документ получился рамочным – так его легче будет выполнять. Закон должен установить обязательное наличие паспорта благоустройства на каждую территорию. Кроме того, он определит основные компоненты внешнего благоустройства – фасады, крыши, скамейки, тротуары, в общем, все то, что представляет собой внешний облик городских территорий. И в законе будет прописано, что и где должно быть, как это проконтролировать и каким образом жители смогут управлять данной ситуацией. Кстати, вопросы благоустройства территорий мы хотим отдать местному самоуправлению, чтобы каждый человек мог высказывать свое мнение, что он хочет видеть в своем дворе, и чтобы это стало предметом обсуждения. Какими быть клумбам, газонам, всему двору – люди должны получить право решать эти вопросы самостоятельно вместе с муниципальными депутатами. И они должны сами контролировать ситуацию, проводить проверки. Правда, если речь идет о фасадах главных улиц, внешнем облике исторических зданий – такие вопросы, конечно, выходят за рамки местного самоуправления и останутся за городом.