Мы обновили портал. Вы находитесь на его бета-версии. С каждым днем портал будет становится все лучше, удобнее и интереснее. Спасибо, что вы с нами!

Арифметика частных школ

Арифметика частных школ
Арифметика частных школ Фото: pixabay
Почему негосударственные школы набирают популярность в Москве?

Спрос на альтернативу государственному среднему образованию сегодня растет — это приводит к появлению новых частных школ. Родители все чаще хотят для своих детей более рафинированной среды и индивидуального подхода. Как отмечают эксперты, доля частных школ в будущем продолжит увеличиваться. «Московская перспектива» разбирается, где стоит учиться детям, чего это стоит их родителям, кто вкладывается в образовательные проекты.

По оценке компании «Нетология-групп», сейчас в России доля частных школ не более 2% от общего числа средних общеобразовательных учреждений, но, исходя из динамики их роста, уже к 2021 году эта цифра может составить 6%. Вместе с тем происходит отток россиян из европейских частных школ. По данным британского «Совета частных школ» (ISC), с 2015 по 2017 год отток российских школьников из Соединенного королевства составил около 40% — их число снизилось с 2800 до 1700. Сами британцы связывают это с возобновившейся «холодной войной» между Россией и Западом. Скорее всего, важна и материальная подоплека. Стоимость частного образования в Великобритании при пансионном проживании может достигать 30 тыс. фунтов в год, тогда как в самых престижных московских частных школах цена за год обучения варьируется от 900 тыс. до 1,6 млн. руб. в год.

Как отмечает председатель совета директоров консалтинговой компании Kalinka Group Екатерина Румянцева, при выборе между российской и зарубежной частной школой экономические соображения сейчас играют роль, однако финансовый аспект тут не единственный.

Екатерина Румянцева
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров консалтинговой компании Kalinka Group
«За 20 лет у россиян накопился приличный опыт зарубежного образования детей. Практика показывает, что хорошая западная школа отнюдь не гарантирует дальнейшую карьеру и жизненный успех. А вот что ребенок не вернется в Россию или не сможет потом тут адаптироваться — это очень вероятно»

Краеведение

01_masha_illstrtn_MSCPersp_zoran_10_2018-14.jpg


Все частные школы в России делятся на три категории. Во-первых, это школы с богатыми учредителями. Частные школы сегодня — это достаточно затратные и масштабные проекты. Как уверяют инвесторы, рассчитывать на окупаемость не приходится, и руководствуются они теми или иными благородными побуждениями. Вадим Мошкович («Русагро»), показывая представителям СМИ строящиеся корпуса школы «Летово» (рассчитанной на 1000 детей), процитировал своего сына, студента Стэнфорда, который охарактеризовал учебу таким образом: «Папа, я в раю». По словам Мошковича, он хочет создать такой же рай для школьников у нас. Школа располагается за поселком «Коммунарка» недалеко от Москвы. Для инвестора «рай» обошелся в 9 млрд рублей. В Зареченскую школу в Подмосковье сенатор и предприниматель Сулейман Керимов вложил в 2011 году $100 млн. Школа рассчитана на 1100 человек, сделана на основе сельской школы, к которой были пристроены 4 корпуса.

Вторая категория — небольшие авторские частные школы — Школа-парк, школа Рустама Курбатова «Ковчег 21 век».

Третья категория — сетевые проекты, например, Ломоносовская школа, у которой на сегодня уже 7 филиалов в разных районах Москвы и Подмосковья.

Помимо российских проектов, на российский рынок среднего образования уже заходят и зарубежные игроки. К примеру, девелоперская компания ГК «Пионер», строящая сейчас жилой квартал LIFE-Ботанический сад, пригласила оператором своей школы на территории квартала британскую Brookes Education Group, которая также представлена в Канаде, Индии, Южной Корее и США: «Основным критерием отбора стала возможность обучения детей по программе международного бакалавриата IB. В сети школ Brookes Education Group ребенок может пройти полный цикл образовательной программы IB в младшей, средней и старшей школе. Другим фактором в пользу школы Brookes стала возможность обмена студентами и преподавателями. В течение учебы ученики и учителя могут побывать на стажировке в одной из школ сети по всему миру, таким образом, у детей и взрослых есть прекрасная возможность ближе познакомиться с культурой и традициями других стран», — говорит PR-директор ГК «Пионер» Наталья Быкова.

Геометрия

00_masha_illstrtn_MSCPersp_zoran_10_2018-03.jpg

Советские, да и российские государственные школы — это не только одобренная государством программа, со всеми нюансами нынешнего образования, отношение к которому в обществе не однозначно, это еще и типовые школы, которые вряд ли формируют гармоничное эстетическое мироощущение в ребенке. Дети, которые учатся в частных школах, находятся, как правило, в более продуманном и гуманном пространстве. 

К примеру, здание Хорошевской прогимназии («Хорошколы») проектировалось и строилась непосредственно под этот проект и в соответствии с его идеологией.

Марина Любельская
Марина Любельская
заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ»
«Концепция «Хорошколы» подразумевает внедрение новых прорывных образовательных методик, связанных с воспитанием в детях нескольких уровней интеллекта: эмоционального, социального, интеллектуального, коэффициента жизненной энергии»

По ее мнению, никакие новые методики не будут работать в традиционных школьных зданиях, для этого необходимы другие помещения с широкими возможностями для интеллектуального, творческого и физического развития учеников.

«Архитекторы отказались от стандартной планировки: одинаковых учебных классов, строгих коридоров, скучных стен, и создали аудитории разной вместительности: от маленьких для индивидуальных занятий до просторных лекционных аудиторий на 50 человек. Главный принцип образовательной модели Хорошевской гимназии — создать пространство для общения детей и педагогов», — рассказывает Любельская.

Пространство в гимназии организовано так, чтобы ученики больше и чаще общались. Коридоры намеренно увеличены, они образуют дружелюбную среду для коммуникации и отдыха. Отличительная черта «Хорошколы» — отказ от разделения учеников на классы, их общественная жизнь проходит в рамках единого большого сообщества. Главным коммуникационным пространством заказчик предложил сделать центральный атриум — огромное общественное пространство, высотой в четыре этажа, являющийся, по сути, центральной площадью «Хорошколы». Архитектура этой школы оказалась не обделена и международным вниманием: в 2016 году «Хорошкола» вошла в шорт-лист WAF (World Architecture Festival and awards) в номинации «Проект образовательного учреждения», в 2017 заняла первое место в категории «Концепция общеобразовательных учреждений» на международном конкурсе инновационных проектов Re-thinking The Future. К проектированию российских частных школ привлекаются сегодня хорошо известные архитекторы первого ряда, к примеру, комплекс школы «Летово», которую открыл владелец «Русагро» Вадим Мошкович, сделало бюро «Атриум» (Вера Будко, Антон Надточий) в соавторстве с голландским «Аtelier pro» — авторами огромного числа различных общественных зданий образовательного и культурного назначения.

Родительский чат

00_masha_illstrtn_MSCPersp_zoran_10_2018-01.jpg

Как правило, выбор частной школы — очень осознанный выбор, при этом мотивировки у родителей оказываются очень разными.

Психолог и руководитель сети флоатинг-центров «Эмбрио» Наиль Гареев отдал своего сына в дошкольное отделение «Хорошколы», когда тому было 4 года, с прицелом на дальнейшее школьное образование в тех же стенах: «У меня было представление, что государственные школы — это риск травмировать психику ребенка. Хотелось минимизировать риск, и найти школу, где культура общения доброкачественная — где уважают личность ученика и в принципе развивают и культивируют позицию уважения личности. Я знал, что "Хорошкола" именно эти принципы и реализует. Главная тема, на которой строится ее идеология — ровестническое воспитание, то есть выстраивание отношений в группе. Мне понравилось, что там очень серьезная происходит работа психологов, которая направлена на формирование субкультуры детей без иерархиизации, там стараются делать, чтобы группа детей работала на достижение общей цели, — рассказывает Наиль Гареев.

Наиль Гареев
Наиль Гареев
психолог и руководитель сети флоатинг-центров «Эмбрио»
« Я считаю, что партнерство и сотрудничество — фундамент жизни и залог счастливого существования, и мне нравится, что в этой школе ребенка, по сути, учат быть счастливым. Импонирует также, что в «Хорошколе» официально постулируется право и преподавателя и учащегося на ошибку: «Это выравнивает отношения: не идеален преподаватель, не идеален ребенок — они проходят общий путь даже по отношению к ошибкам» »

Дочь руководителя консалтинговой компании Kalinka Group Екатерины Румянцевой учится в 9 классе Московской экономической школы (МЭШ). 

По словам Румянцевой, это учебное заведение изначально было очень закрытым, — чтобы попасть туда со своим ребенком, требовалось, условно, состоять либо в правлении «Альфа-банка», либо в попечительском совете самой школы (в котором, к примеру, состоит Олег Дерипаска), кроме того, нужны были рекомендации родителей двух учеников МЭШа. В итоге Екатерине Румянцевой пришлось обратиться к знакомому министру федерального правительства.

Екатерина Румянцева
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров консалтинговой компании Kalinka Group
«У меня была возможность выбрать школу в России или за ее пределами. В итоге я решила, что она будет учиться здесь — мы с дочерью привязаны друг к другу. По моим наблюдениям, дети, которые учатся за рубежом, для России потеряны. Они сюда уже не возвращаются»

«В МЭШ предусмотрен выбор дальнейшего жизненного пути нам в 9 классе нужно было сделать выбор, готовимся ли мы к ЕГЭ, берем ли дополнительно международный аналог ЕГЭ — IB, или готовимся исключительно к сдаче IB. Мы долго думали, в итоге остановились на российских стандартах. Класс разделился 50 на 50. То есть половина детей собирается учиться за рубежом.

Если говорить не о МЭШэ, а о частном образовании в целом, то еще лет пять назад процент «высылки» детей за рубеж среди состоятельных россиян был очень высок — до 70% детей уезжали в Англию, Америку, Швейцарию. Но, как говорят в определенных кругах, если не приставить к ребенку круглосуточную охрану, то отправлять нельзя», - рассказывает Румянцева.

Известны случаи, когда дети там увлекаются наркотиками, курением, выпивкой. Понятно, что такое и у нас возможно, но там это контролировать куда сложнее. «Вообще плохо, когда семейные связи рвутся. Мы сейчас перешли в другую эпоху: спад в экономике, переосмысление самого факта владения капиталом — это привело к тому, что мы стали более разумными люди, — прекратили, например, покупать гигантские квартиры, а стали брать удобные. Ребенок может ехать учиться, если он созревший, цельный, если сам хочет. Ну а если не хочет — не надо его заставлять. Известно много примеров, когда дети болеют, не приживаются вдали от родителей — срабатывает психосоматика. Так что лучше — дома», — считает Румянцева.

Элементарная математика

Стоимость годичного обучения в самых престижных и дорогих частных школах столицы

Первая московская гимназия - 1,6 млн.

Павловская гимназия - 1,5 млн.

Президент – 1,5 млн.

Московская экономическая школа - 1,1 млн.

Интеграция XXI век – 1 млн.

Школа сотрудничества – 0,9 млн.

Хорошкола - 0,7 млн.