Архитектор музейного кластера в Коммунарке - МП: «В 2008 году было проще разворачивать профессиональное дело» - Московская перспектива

Архитектор музейного кластера в Коммунарке - МП: «В 2008 году было проще разворачивать профессиональное дело»

Архитектор музейного кластера в Коммунарке - МП: «В 2008 году было проще разворачивать профессиональное дело»
Архитектор музейного кластера в Коммунарке - МП: «В 2008 году было проще разворачивать профессиональное дело» Эрик Валеев
Автор архитектурной концепции фондохранилища 27 крупнейших российских музеев в Коммунарке, глава бюро IQ Эрик Валеев рассказал корреспонденту «Московской перспективы» о своем проекте, конкурентах и изъянах архитектурного образования

-          Какие сейчас проекты для вас наиболее актуальны?

-          Сейчас мы заканчиваем масштабный проект реновации промышленной территории в городе Орел. Делаем из бывшего тракторно-ремонтного предприятия штаб-квартиру крупного производителя сельскохозяйственной продукции. Что примечательно, данный комплекс будет содержать широкий набор общественных функций. Вместе с заказчиком мы пришли к решению отдать значительное количество площадей под возможность их использования городом. Это будут в том числе выставочные и демонстрационные залы, музей, спортзалы, кафе и магазины, дегустационные, благоустроенная парковая территория. Такой формат реновации позволил создать интеграцию общественных, коммерческих и производственных пространств.

9_6935_page.jpgСГЦ в Орле. Иллюстрация: iqstudio.ru

По сути, это территория рабочего пространства будущего, где за счет пересечения различных векторов и направлений, рождается и усиливается творческий потенциал трудящихся там людей. В каком-то смысле существующий каркас старого здания позволил нам создать на его базе условия для нового и даже более гибкого пространства, чем при новом строительстве. Изначально заказчик тяготел к более традиционному и стандартному офисному формату. Однако мы нашли необходимые площади под сдачу в аренду для повышения коммерческих показателей проекта, предложив надстройку основного здания, а также освободив обширный неф главного цеха под общественные функции. Заказчику идея понравилась, и он пошел нам навстречу.

10_6945_page.jpgСГЦ в Орле. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Как так сложилось, что основная масса ваших проектов носит коммерческий, а не жилой характер?

-          Если говорить о социальном влиянии, то безусловно, создавая жилую архитектуру, можно трансформировать жизнь, скажем, отдельной семьи или группы семей. Однако при разработке общественных зданий и пространств речь идет уже о сотнях и тысячах людей ежедневно. Масштаб этих явлений совершенно разный, но на наш взгляд оба направления имеют ценность и работать во всех них интересно. Мы проектируем и жилье, но естественным образом получилось так, что на данный момент у нас больше проектов именно общественного назначения. Для бюро IQ работа в разных типологиях принципиально важна, так как происходит постоянный кросс-анализ опыта, а одна типология подкрепляет другую. Какие-то из приемов создания жилья можно использовать, например, в офисных кейсах, а что-то из ритейла - в спортивных комплексах и наоборот. Опять-таки при таком подходе меньше опасности штампованных решений.

33_7411_page.jpgМузейный кластер в Коммунарке. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Почему победил ваш проект музейного кластера? Какие фишки будут у него?

-          Создать знаковый музей – мечта любого архитектора. Хотя в таких объектах наполнение частично отводится и под коммерческие функции, но их объем значительно меньше, чем во многих других типологиях. Все-таки в первую очередь подобный объект обладает культурно-просветительской функцией, которая и является основой проекта. Во многом именно по данной причине подобные объекты столь притягательны для архитекторов.

33_7397_page.jpgМузейный кластер в Коммунарке. Иллюстрация: iqstudio.ru

Наша первая мысль при старте разработки заключалась в том, что можно создать общественное пространство не только для музея и окружающего района, но и значительной части города, куда человек независимо от возраста и интересов может приходить и просто классно проводить время. Поэтому весь комплекс можно охарактеризовать в качестве единого обширного променада. Так, при движении от станции метро «Ольховая» и попадании на территорию комплекса, появляется два основных сценария развития маршрута. Можно подняться на стилобат, пройти комплекс и выйти к озелененному склону, а можно спуститься на площадь перед главным входом и оттуда попасть под стилобат. Здесь сконцентрированы выставочные площади, постоянная и временные экспозиции, обучающий центр, лекционные залы, кафе, открытые части фондохранилищ федеральных музеев. На стилобате есть прогулочные зоны, парк, открытая выставка экспонатов, площадки для проведения различных ивентов, фестивалей и т.д.

33_7402_page.jpgМузейный кластер в Коммунарке. Иллюстрация: iqstudio.ru

Также повышение уровня парка позволяет визуально оторвать комплекс от граничащей с участком автомобильной дороги, что также дает возможность посетителю насладиться природными пейзажами со стилобата музея. Таким образом, комплекс допускает множество различных сценариев времяпрепровождения. Превалировала идея внедрить как можно больше объемно пространственных ходов не только для посетителей музея, но и любого прохожего, создать интригу, чтобы человек мог получить широкий спектр впечатлений от посещения комплекса. Часть экспозиции федеральных музеев видна с улицы через остекление витражей. Просто гуляя в парке, можно частично наблюдать за разворачивающимися событиями внутри и, возможно, в итоге заинтересоваться и приобщиться к происходящему.

33_7398_page.jpgМузейный кластер в Коммунарке. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Что можно сказать именно о музейной составляющей проекта?

-          Действительно, нельзя забывать, что здесь расположены не только общественные пространства, но и полноценные места для хранения огромного количества бесценных экспонатов. А это строгая технология, логистика, четкое распределение всех потоков, сложная инженерия и пр. Данным аспектам мы также уделяли особое внимание с самого начала. Сам образ, на мой взгляд, должен был выглядеть стабильным и защищенным, говорящим о сохранности и надежности сбережения фондов. Исходя из данной мысли, четыре фондохранилища выполнены в строгих прямоугольных формах, где каждый фасад косвенно передает то, что находится внутри, отражая содержание. Например, исторический музей выполнен в материале, который является наслоением различных пород камня и таким образом передает «слоеный» характер истории. Хранилище для музея РосИЗО решено в формах русского авангарда первой половины 20 века, хранилище для Третьяковской галереи отсылает нас к внешнему виду основного здания музея в центре Москвы и т.д. Кроме того, за счет прямоугольных форм и предложенного расположения строений удобно решается логистика и подъезды к комплексу.

Думаю, концентрация на многосценарной общественной составляющей в сочетании с технически осмысленными решениями стали причинами победы проекта в конкурсе.

33_7413_page.jpgМузейный кластер в Коммунарке. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Как рождается образ будущего архитектурного объекта? Чем вы руководствуетесь?

-          Для начала мы собираем как можно больше информации о людях, которые будут пользоваться объектом, об окружении, городе, контексте. Важно четко понять, что находилось в месте строительства ранее и что могло быть, а также, что люди хотели бы видеть в рассматриваемой локации. Изучение территории имеет огромное значение. Также, как правило, на площадке существуют определенные ограничения, которые мы часто воспринимаем как бонус, пытаемся переосмыслить их и сделать драйверами дизайна, то есть превратить эти изначальные минусы площадки в плюсы. Например, в случае с музейным кластером общая композиция объемов продиктована ограниченной возможностью организации загрузок строго в определенных зонах.

Во время сбора данных постоянно формируются идеи, образы. В масштабах каждого проекта получается мини- эволюционный процесс, своеобразный естественный отбор идей. В итоге финальный образ учитывает весь набор факторов и влияний, но при этом для нас важно чтобы он сохранял цельность, чистоту и логику.

Академия Сколково (IQ) 1.jpgШкола большого тенниса в Cколково. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Кого бы из современных архитекторов вы могли бы выделить, с кем, возможно, вам приходилось работать совместно?

-          Пока так получалось, что мы не так часто работали в коллаборациях. В целом сейчас на рынке существует около 20-30 сильных бюро и есть отличные архитекторы. Их качество серьёзно выросло за последнее время. Есть и классные молодые бюро. Я отношусь к ним очень позитивно, не как к конкурентам, а как к коллегам, которые делают интересную архитектуру. В первую очередь, это формирует вкус и заказчиков, и общества. И всем вместе проще делать более красивые и полезные проекты.

Академия Сколково (IQ) 2.jpgШкола большого тенниса в Cколково. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Можно ли в современных реалиях создать свое бюро выпускнику МАРХИ, пробившись в топ-20 или топ-30 ведущих архитектурных бюро?

-          В 2008 году, когда я открыл бюро, думаю, было проще разворачивать профессиональное дело, чем молодым архитекторам сейчас. Была какая-то неопределенность в отрасли, многие бюро закрывались, но мы, наоборот, открылись и начали активно развиваться и брать интересные заказы. Сейчас, как мне кажется, было бы сложнее запускать бизнес.

Академия Сколково (IQ) 3.jpgШкола большого тенниса в Cколково. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          То есть проще пойти в уже работающее бюро, чем создавать свое?

-          Да, конечно, проще. Вопрос здесь стоит скорее в амбициях и в глубинном понимании того, что хочет человек. Ведь система работает таким образом, что сложно получить серьезный заказ, пока ты не покажешь, что ты уже создал на практике. При этом работ у архитектора не будет, пока он не выполнит серьезный заказ. Получается своеобразный замкнутый круг, разорвать который по силам далеко не всем. И именно те, кто вопреки обстоятельствам способны на такие свершения, как мне кажется, должны делать бюро. Обычно такие компании становятся успешными. В нашем деле с точки зрения бизнеса всегда мало просто спокойно создавать архитектуру, показывать ее, постепенно получать новые заказы. Для реализации амбиций и замыслов приходится применять сверх усилия, а их вектор всегда индивидуален. У каждого свой рецепт. Кто-то вначале часто берется за бесплатную работу, кто-то делает упор на структурирование процессов, а кто-то обладает энергией и готовностью кого угодно в чем угодно убеждать. Те, кто пробиваются через эту непростую фазу запуска создают архитектуру нашего времени.

Академия Сколково (IQ) 4.jpgШкола большого тенниса в Cколково. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Чего сегодня не хватает современному архитектурному образованию?

-          В то время, когда я получал образование, у нас существовала очень слабая техническая база. После выпуска из института практически все прикладные вещи нужно было изучать с нуля. Не было достаточного упора на предпосылки, которые формируют архитектуру, а акцент делался на художественные образы. Архитектура формируется из массы факторов, в том числе ограничений, желаний, стремлений, работы с контекстом. Мне кажется, нужен больший акцент на предпроектных исследованиях, которые могут дать понимание того, как различные факторы влияют на архитектуру. Во времена, когда я получал образование у многих студентов не было осознания значимости таких факторов для архитектуры. Однако важно и то, что нас учили быть фанатично преданным архитектуре и сдавать проект вовремя, несмотря ни на что. Это хорошие установки и серьезная закалка.

26_7362_page.jpgРеновация павильона «Рыболовство» на ВДНХ. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Может ли архитектура существовать сама по себе, вне определенного функционала?

-          Изначально архитектура – это обустройство крова. Ее первоначальная функция носила жилой, защитный и религиозный характер, а позже появился общественный функционал. Во все времена архитектура была крайне затратной вещью, которую человек привык четко обосновывать для себя или кого-либо еще. Поэтому в проектах как правило существует та или иная функция. Продуманная и качественная архитектура может переживать разные функции и трансформироваться. Если архитектура сделана с заботой, является удобной и решает проблемы конкретного места, она сохраняется на долгие годы вне зависимости от смены внешних парадигм и конъюнктур. Человек будет ухаживать за такими архитектурными образцами, и они долго не придут в упадок, даже потеряв свою основную функцию. Подобная архитектура способна существовать дольше, чем нечто созданное строго под одну конкретную функцию.

8_6922_page.jpgТРЦ «Хорошо!». Фото: iqstudio.ru

-          Часто ли в вашей практике заказчик соглашается на все ваши предложения?

Мы стараемся обосновывать все предложения и не делать заведомо непроходных вариантов. У нас как правило есть понимание экономической ситуации, желаний клиента, осознание конъюнктуры и прочих мотивов. То есть если ты в своих идеях совсем не попадаешь, то это далеко не всегда означает, что заказчик не проникся концепцией, а чаще указывает на недостаточно глубокое понимание ситуации архитектором, либо недочеты в трансляции задачи. Поэтому большая часть наших решений почти всегда воспринимается позитивно.

26_7361_page.jpgРеновация павильона «Рыболовство» на ВДНХ. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Вы сказали, что любой архитектор всегда хочет построить музей. А каким объектом вам бы хотелось заняться?

-          Мы делали реновацию, реконструкцию, банк, жилой дом, занимались благоустройством, школой, ритейлом, сейчас делаем музей, гибридными концепциями и т.д., каждый раз получая новый уникальный опыт. Чем сложнее задача, тем интереснее. В целом монофункция сегодня отходят на второй план. В будущем будет появляться все больше комплексных структур. Мы с радостью будем заниматься любыми.

1_7282_page.jpgПоселок Казимирово. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Как вам вообще работается над проектами частных апартаментов?

-          Сейчас таких проектов у нас достаточно мало. Но мы с удовольствием работаем с клиентами, с которыми складывается живой диалог, взаимный интерес. Для нас и город и дом и квартира — это разный масштаб архитектуры. Изначально мы шли от малого масштаба к более крупному. Поэтому на первых этапах развития было достаточно много частных работ.

1_7278_page.jpgПоселок Казимирово. Иллюстрация: iqstudio.ru

-          Ценность клиента для вас заключается в материальном вознаграждении или возможности поэкспериментировать и реализовать свои самые нестандартные идеи?

-          Ценные клиенты для нас – это те, с кем мы находимся на одной волне и говорим об одном и том же. Это всегда люди, которым интересно то, что интересно нам. Также это те, кто ждет новых, неожиданных идей, не жертвуя при этом функционалом, но и не ориентируясь на скажем копирование из других проектов. Для нас важно создать нечто действительно ценное, полезное и запоминающееся.