Архитектор о современных тенденциях в проектировании школ - Московская перспектива
Архитектор о современных тенденциях в проектировании школ

Архитектор о современных тенденциях в проектировании школ

Архитектор о современных тенденциях в проектировании школ
Архитектор о современных тенденциях в проектировании школ
Процесс строительства и реконструкции школ в Москве идет постоянно. У городских властей и подрядчиков уже накоплен значительный опыт в этом отношении. Одна из компаний, которая занимается проектированием школ в столице, – UNK. Перед 1 сентября «МП» поговорила с руководителем и партнером UNK design Мариной Димовой о современных тенденциях в проектировании школ.

МП Какие помещения помимо учебных классов должны быть в современной школе? Какие требования предъявляются к их площади и другим характеристикам?

– Школа в современном понимании – это уже не просто место, куда дети приходят получить знания. Сегодня она многофункциональна и открыта к изменениям. В такой школе ребенок учится, играет, отдыхает, развивается как личность и социализируется. В ответ на вызовы времени меняются и подходы к проектированию. На смену делению помещений на учебные и внеурочные приходит гибкость пространств, адаптирующихся под новые задачи и технологии. К примеру, в школе Letovo Junior, которую мы спроектировали, игровые комнаты для дошкольников во второй половине дня трансформируются в спальни.
Если посмотреть на школу глазами детей, то в ней должно быть интересно, комфортно, уютно и безопасно, как дома. Мы проектируем пространства, которые способствуют коммуникации, социализации, инклюзивности, формируют вдохновляющую среду для обучения. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство ребят с увлечением занимаются в лабораториях и мастерских – кулинарных, технических, химических. Поэтому в Letovo Junior мы спроектировали классы робототехники и химии с возможностью проведения различных опытов. Они больше, чем обычный кабинет, – в среднем 50–80 кв. метров. Зона библиотеки/коворкинга еще больше, например, в Letovo Junior такую мы разместили над лекторием, она может быть 80–100 кв. метров. Кабинеты специалистов, например, психолога и логопеда, стандартно площадью 15–25 кв. метров, также предусмотрены столовая или кафетерий, спортзал. Их может быть несколько или один универсальный. Не забываем и про зоны для внеурочной деятельности, в которых дети могут разгрузиться и отдохнуть после занятий.

МП Как грамотно организовать пространство для дополнительных занятий? Невозможно предусмотреть отдельные помещения для каждого кружка. Но какие-то занятия требуют специального оборудования и инвентаря. Как решается эта задача?
– В многофункциональных классах мы заранее продумываем разнообразные сценарии. Это достигается за счет мобильной мебели, зонирования пространства складными/мобильными перегородками, грамотного проектирования зон хранения, деления комнаты на функциональные зоны.

МП Каким будет лучшее решение для спортивных занятий: многопрофильный спортзал, несколько помещений для разных видов спорта или отдельный корпус?
– Это зависит от специализации и объема проектирования школы. Если площадь небольшая, можно рассмотреть многопрофильный спортзал с оборудованием под такие занятия, как баскетбол, атлетика, гимнастика и другие. Если речь идет о кампусе или профильной спортивной школе, то, конечно, появляется возможность сделать отдельный спортзал со специализированными помещениями: зал для борьбы, танцев, йоги и т.д. В частных школах, например, может быть бассейн или крытый теннисный корт.

МП Есть ли новые тенденции в проектировании актовых залов, помещений для праздников и танцев?
– Большое внимание уделяется, конечно же, акустике. При проектировании таких помещений используются современные решения для высокого качества звука и освещения. Актовый зал функционально решает много задач: содействует социальному взаимодействию, креативности и т.д. Для него мы проектируем многофункциональное пространство с возможностью быстрой и простой трансформации.

МП Ваши прогнозы – как будет выглядеть школа в ближайшем будущем? Какие решения, помещения останутся, а какие станут ненужными, как изменится дизайн, наполнение пространства?
– Думаю, образовательные пространства будут развиваться в направлении многофункциональности, гибкости и адаптивности под разные сценарии обучения. Развитие цифровых технологий также будет способствовать трансформации обычных классов в образовательные пространства, где дети смогут обучаться взаимодействию с ИИ, VR-технологиям. Школы становятся эстетически привлекательными и вдохновляют на новые достижения. Это достигается за счет пространственного разнообразия, колористических и технологических решений. И конечно, будущее за проектированием школ с учетом ESG-принципов.