Архитекторы на стороне памятника

Архитекторы на стороне памятника

Архитекторы на стороне памятника
Архитекторы  на стороне памятника
В Гостином Дворе прошел фестиваль «Зодчество-2019»

XXVII Международный ежегодный архитектурный фестиваль, организованный Союзом архитекторов России (САР) при участии Минстроя РФ и правительства Москвы, в этом году прошел под девизом «Прозрачность». Президент САР Николай Шумаков считает, что прозрачность архитектуры приведет к прозрачности нашего бытия. Архитектура формирует не только пространство, но и жизнь в целом.

Как отметил на открытии выставки главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, столица представила на фестивале разработку Института Генплана Москвы – это конструктор городского пространства с новым подходом к созданию качественной и актуальной городской среды. «В первую очередь это поиск решения по утрате исторического наследия, некомфортные пешеходные пространства, монотонность новых районов, узкий спектр услуг населению за пределами столицы», – сказал он журналистам.

Чтобы обменяться своими взглядами на различные темы, связанные с формированием современной городской среды, сохранением исторического наследия, в фестивале приняли участие 300 специалистов градостроительной сферы. Кроме дискуссий по глобальным вопросам качества архитектурных проектов, развития городов, новых технологий, обсуждались и локальные темы – проектов освещения, реконструкции, малых архитектурных форм. В рамках мероприятия был представлен широкий круг проектов – уже реализованных и планируемых. В этом году в Гостиный Двор приехали представители 20 регионов России. Финалом мероприятия стало награждение участников конкурсной программы, в которой особым образом отметились творческие архитектурные коллективы, мастерские и архитектурные произведения.

В рамках деловой программы Москомархитектура организовала круглый стол «Работа с объектами культурного наследия в городе как мейнстрим профессии современного архитектора». Участники дискуссии сошлись на том, что каждый объект, каждая площадка требуют индивидуального рассмотрения. Особенно чувствительны в этом смысле центральные районы города, считает Николай Ляшенко, партнер компании «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Радикальные подходы здесь опасны. С этой позицией согласился партнер архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин, по мнению которого, в разработке проекта развития территории надо всегда быть на «стороне памятника». Позитивно то, что в последнее время значимость исторических объектов оценивается по достоинству. Хотя ситуации, когда архитекторам приходится склонять девелоперов сохранить, развить, вписать даже остатки некогда существовавшего объекта в новый проект, не единичны. Рубен Аракелян, основатель архбюро WALL, сослался на такой опыт, связанный с реконструкцией Московского дворца молодежи.

Более сложной является проблема воссоздания. История знает примеры строительства копий утраченных сооружений. Например, в Германии после Второй мировой войны. Тогда немцам хотелось восстановить то, что было утрачено. Хотя в целом такие варианты чаще считают новоделами. Сохранить гений места, дух, флер истории можно по-разному – объемами, функцией нового сооружения. Николай Переслегин считает, что возможностей для этого существует много. Важно и то, что уже становится определенной тенденцией: командная работа над проектами наследия. Архитекторы приглашают к сотрудничеству историков и реставраторов. Еще 10–20 лет назад работа с исторической средой складывалась совершенно иначе.

Теги: #