19 января 2024
14:44
Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.
Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.

В декабре ЦБ России объявил о повышении ключевой ставки до 15% годовых, ставки по коммерческой ипотеке выросли. Как летом изменятся условия льготной ипотеки — неизвестно, но очевидно, что платежеспособной аудитории не станет больше. Олег Кельник, основатель интерактивного агентства Kelnik считает, что в таких непростых условиях застройщику поможет продавать, продуктовый подход.
Не квартира, а продукт В последние несколько лет на рынке недвижимости появились компании, которые не просто отчитываются о вводе в эксплуатацию очередных корпусов ЖК, а выводят на рынок продукт, в котором учитывается комплекс параметров — продуманные планировки, окружение и инфраструктура и дизайн. При создании проектов застройщики учитывают требования меняющегося рынка и предпочтения покупателей.
И сегодня на смену поступательному проектированию без четкой обратной связи по всей цепочке от проектирования до продаж, пришел командный подход, где на продукт влияют все участники, начиная от архитекторов, инженеров-проектировщиков, бренд-менеджеров и заканчивая отделом продаж, который работает с конечным потребителем.
Команда с самых основ формирует продукт, который удовлетворял бы потребностям рынка, конкретной группы покупателей, не только в настоящий момент, но и через несколько лет.
На первый взгляд кажется, что продуктовый подход — это просто. Но это далеко не так, поскольку приходится менять многие процессы внутри каждого отдела и компании в целом.
Но именно такой подход к строительству будет развиваться в следующем, 2024 году.

Про «новый средний класс»
Ипотека останется драйвером процессов на рынке недвижимости, по крайней мере, в первой половине 2024 года. Для уменьшения стоимости квадратных метров предпосылок нет, как и нет предпосылок к уменьшению себестоимости работ и материалов. Но пока есть льготная ипотека люди будут стремиться вписаться в существующие программы, а застройщики будут за бороться за покупателей.
К июлю 2024 года, когда анонсировано закрытие льготных ипотечных программ, в частности, очень популярной ипотеки 8% на новостройки, наверняка будет разработан новый пакет поддерживающих мер. На прошедшем в ноябре выставке-форуме «Россия» речь шла о том, что льготные программы все равно сохранятся, но поменяются их условия.
Возможно, государство пойдет по пути стимулирования отдельных отраслей и к существующей сейчас программе льготной ипотеки для IT-специалистов и жителей села прибавит программы для других отраслей — тяжелой промышленности или ОПК?
Таким образом сформируется пул платежеспособных покупателей, — работников этих отраслей. Это люди, которые будут брать квартиры не для инвестиций, а для себя и своих семей. Каждый рубль для них будет трудовой и довольно дорогой. Поэтому они будут стремиться минимизировать ежемесячные платежи и более тщательно подходить к выбору ЖК.
Застройщики, в свою очередь, будут ориентироваться на запросы этого нового среднего класса, например, об однородной социальной среде и станут учитывать эти потребности на стадии формирования концепции и строительства объекта.
Въехал — и живи
Согласно данным INFOLine стоимость стройматериалов за последние пять лет увеличилась больше, чем в два раза, в Москве она выросла на 67%, а в Санкт-Петербурге на 49%.
Логично, что застройщики стараются предлагать квартиры с чистовой отделкой или готовым ремонтом. В ушедшем году на рынке появился еще один интересный продукт — квартира в ипотеку с отделкой и с полностью оборудованной кухней. Кухня, возможно, самая дорогая зона в квартире. Гораздо проще включить эти расходы в ипотечный платеж, чтобы рассчитываться постепенно. Девелоперы говорят о том, что они увидели спрос на этот продукт.
Поэтому включение затрат на ремонт и частичную меблировку квартиры в ипотечный платеж станет заметным трендом 2024 года, при этом застройщик должен будет должен предложить покупателю варианты отделки и встроенной мебели.
Таким образом и квартира и дом целиком и даже жилой квартал становятся комплексным продуктом, в котором учитывается все — планировки, количество квадратных метров и возможность их рационального применения, инфраструктура, а также вид самого ЖК и то, что мы сейчас называем «безбарьерная среда».
Очевидно, что требования платежеспособной аудитории к объектам существенно возрастут, покупатели будут очень взвешенно выбирать себе жилье. И при прочих равных — стоимость, локация, инфраструктура — они выберут тот объект, который ему лучше показали, продемонстрировали возможный образ жизни.
Показать объект красиво и убедительно поможет 3D-графика. С помощью интерактивных планировок, созданных, к примеру, в Planoplan, можно смоделировать кухню и санузел, поменять отделку в той квартире, которую человек настроился купить. Так на каждый вопрос клиент получает визуальный ответ, а застройщик получает возможность победить в жёсткой конкурентной борьбе.
В идеале для более качественного показа, мы рекомендуем создать digital-шоурум. Однако качественно провести презентацию можно используя обычную touch-панель, установленную в офисе продаж.
Если говорить об итогах года, то мы почувствовали интерес застройщиков и маркетологов к созданию продвинутых работы с клиентом — девелоперы начали инвестировать в digital-шоурумы, а бюджеты на маркетинговое продвижение в целом выросли. Уже сегодня формируется новый принцип презентации продукта, и в ближайшие пару лет применение digital-инструментов в продажах недвижимости станет стандартом.