Диалог эпох: от Айвазовского до инсталляций из битума - Московская перспектива
Диалог эпох: от Айвазовского до инсталляций из битума

Диалог эпох: от Айвазовского до инсталляций из битума

Диалог эпох: от Айвазовского до инсталляций из битума
Диалог эпох: от Айвазовского до инсталляций из битума
С 23 по 27 апреля в Гостином Дворе развернулась настоящая художественная панорама – 22-я ярмарка «Арт-Москва». Двенадцать тысяч «квадратов» атриума вместили в себя и шедевры классиков, таких как Васнецов, Венецианов, Айвазовский, Суриков, так и современные концептуальные галереи, антикварные салоны и ювелирные бренды. Москва, Санкт-Петербург и другие города России, а также представители стран БРИКС, Индонезии и Великобритании – широкая география участников превратила выставку в платформу для диалога между разными направлениями и эпохами в искусстве. Как современность взаимодействует с классикой, какие вопросы волнуют художников сегодня? Ответы на эти и другие вопросы искали посетители в рамках лекционной программы выставки, исследуя разделы «Современное искусство», «Классическое искусство», «Ювелирное искусство» и «Тиражное искусство».

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Жемчужины живописных коллекций и произведения декоративно-прикладного искусства украсили собой раздел «Классическое искусство» на выставке «Арт-Москва-2025». Посетители смогли увидеть работы выдающихся отечественных мастеров от Васнецова до Айвазовского. Среди экспонатов были как узнаваемые шедевры, например, копии портрета императрицы Марии Федоровны и изображения интерьеров Павловского дворца, так и «Наполеон на перевале Сен-Бернар», а также другие оригинальные произведения, привлекшие внимание ценителей искусства.

В этом разделе гости выставки могли перенестись на несколько веков назад и полюбоваться барельефом Гая Юлия Цезаря, консольным столом с крылатыми сфинксами, игральным столом-трансформером «Арлекин» и другими раритетами из частных коллекций и галерей. Особое место заняли предметы прикладного и ювелирного искусства от мастеров таких именитых фирм, как Фаберже, Болин, Хлебников и Овчинников. Здесь были представлены картины, рисунки и скульптуры, отражающие культурный контекст начала XX века от неорусского стиля и увлечения Востоком до авангардных течений, вдохновлявших Дягилева и его круг. Работы соратников импресарио – Бакста, Гончаровой, Ларионова, Бенуа и других – соседствовали со скульптурами Деметра Чипаруса, посвященными «Русским сезонам». А Императорский фарфоровый завод представил изделия разных периодов, включая уникальные вазы, подаренные императрице Марии Александровне.

Организаторы выставки продемонстрировали, как произведения искусства разных эпох и направлений могут гармонично сосуществовать в современном интерьере. Эксклюзивный кабинет Карло Бугатти дополняли картины российских нонконформистов, а стеклянные вазы Murano и Rene Lalique сочетались с коллекционным баром Umberto Mascagni.

АРТ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Выставка стала территорией дерзких экспериментов: галерея Sareh Art Gallery открыла этот диалог, представив иранских художников, которые переосмысливают традиции через призму авангарда. Ювелир Али Джанги бросил вызов миниатюре, создав кольцо «Ильяна» – шедевр микрогравировки, где на поверхности размером с ноготь уместились матрешки, купола храмов и ракеты, символизирующие Россию. Это не просто украшение, а метафора культурного моста, где каждая деталь – это слово в многовековом диалоге. Рядом с ним работы Али Банакара из сырого битума – грубого и почти первобытного материала – напоминают о связи человека с землей, а автопортреты Хушех Шаян, вылепленные на тесте, постепенно трескаются и исчезают, словно сама материальность мира ускользает из рук. Ее скульптуры из дегтя, напротив, кажутся вырубленными из древних скал, соединяя архаику с абстракцией.

В центре зала гости сталкивались с неожиданной интерпретацией иконы авангарда – «Черного квадрата» Малевича. Художник Комаил Егане превратил его в интерактивный объект из переработанного пластика и металла: зрители двигали фрагменты, создавая новые композиции, превращая символ статичного бунта в динамичный перформанс. Рядом с ним гибридные скульптуры Сергея Борисова из алюминия, серебра и пластика балансировали между стилем хай-тек и ручной работой, словно артефакты из будущего. А беспредметные полотна Вячеслава Хомутова, взрывающиеся цветом, напоминали карту человеческих эмоций – каждая линия и пятно становились кодом радости, тревоги или ностальгии.

Ностальгия, впрочем, здесь обретала неожиданные формы. Коллекция маскотов 1920–1930 годов – украшений для автомобилей, поездов и самолетов – переносила в эпоху, когда наука и скорость вдохновляли дизайнеров. Геометричные формы ар-деко, стальные спирали и символы прогресса напоминали, что будущее когда-то представлялось ярким и наивным, как детская мечта.  Именно к детскости апеллировали Виктория Бейлис и Ольга Логинова в своей серии работ: гигантские плюшевые мишки, раскрашенные в кислотные тона, становились порталом в мир чистых эмоций. Сквозь их наивные глаза зрители примеряли собственные воспоминания, а яркие пятна красок наводили на вопрос, не прячем ли мы во «взрослом» искусстве ту самую искренность, которую теряем с годами.

Кураторы выставки сделали ставку на тактильность как антитезу цифровой эпохе – грубость битума, текучесть дегтя и хрупкость теста. Но и технологии здесь не отвергались, а переплавлялись: переработанный пластик, алюминий, микрогравировка говорили об экологии и этике потребления. «Арт-Москва-2025» задала серьезные вопросы: что останется от культуры в мире алгоритмов, как диалог традиций спасает искусство от однообразия и может ли детская прямота стать языком нового авангарда

Теги: #