Для строителя лучший проект – тот, который только предстоит реализовать

MП ▶ Сергей Анатольевич, в преддверии профессионального праздника какие из реализованных за многолетнюю деятельность проектов Вы чаще всего вспоминаете?
– В стройотрасли я работаю с 1996 года и могу уверенно сказать, что для строителя лучший проект – тот, который только предстоит реализовать. Но если все-таки оглянуться назад, то, конечно, больше всего за последние 10–12 лет запомнилось участие в масштабной программе развития московского метро, инициированной Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. Это и тоннелепроходка в условиях сложнейшей гидрогеологии, и строительство станций и пересадок на глубине более 70 метров, и интеграция новых станций в систему действующего метро – практически ювелирная работа, особенно если дело касается старейших подземных комплексов. Особое место среди реализованных проектов занимает Большая кольцевая линия метро – она навсегда в сердце любого, кто принимал участие в этом грандиозном проекте.
Девять из 31 станции Большого кольца соорудило АО «Мосметрострой», которым я руководил с 2013 года (до перехода
в АО «Мосинжпроект» в 2024 году. – Прим. ред.). Компании были доверены самые сложные участки, включая три станции глубокого заложения, – это «Савёловская», «Марьина Роща» и «Рижская».
MП ▶ Какие первоочередные планы у компании на этот год? Давайте начнем с метро.
– Прежде всего нужно решить поставленную Мэром и руководством Градостроительного комплекса города Москвы задачу по вводу первого участка Троицкой линии метро. Сейчас на четырех станциях – от «Новаторской» до «Генерала Тюленева» – ведется пусконаладка инженерных систем и оборудования, завершается монтаж архитектурных элементов, проводится благоустройство территории. В высокой степени готовности находится станция «Корниловская» в ТиНАО.
В этом году активизировались работы над другой радиальной линией – Рублёво-Архангельской. В мае стартовала проходка двух шестиметровых тоннелей от станции «Народное Ополчение» до «Бульвара Генерала Карбышева». До конца года начнем строительство еще двух однопутных тоннелей в сторону станции «Шелепиха», чтобы соединить строящийся и готовый участки.
К осени готовится старт 10-метрового щитагиганта для сооружения двухпутных тоннелей от «Бульвара Генерала Карбышева» до «Серебряного Бора», а затем и до станции «Строгино». Продолжаем высокими темпами строительство электродепо «Южное» для обслуживания Замоскворецкой ветки и «Столбово» для Троицкой и Сокольнической линии, реконструируем депо «Владыкино» и «Выхино». И конечно, продолжаем развивать инфраструктуру уже введенных объектов метро – проводим благоустройство территории, реконструируем улично-дорожную сеть, сооружаем новые выходы и пересадки.
MП ▶ Расскажите, пожалуйста, о других направлениях работы, которые считаете важными?
– АО «Мосинжпроект» продолжает создавать и реконструировать участки улично-дорожной сети Москвы, а среди них такие важные магистрали, как Московский скоростной диаметр и Южная рокада. Продолжается строительство храма на северо-востоке Москвы, где с помощью цифровой информационной модели реализуется архитектурное решение в традициях XII века.
Еще один важный проект – капитальный ремонт здания Ленинградского вокзала. Это ответственная задача, поскольку речь идет об объекте транспортной инфраструктуры, крайне востребованном москвичами и гостями нашего города, и в то же время – об историческом здании, формирующем архитектурный ансамбль площади трех вокзалов.
MП ▶ Как развиваются региональные проекты компании?
– Сегодня в работе проект городского курорта «Притяжение» в Магнитогорске. Так, этим летом около северного входа открылся светомузыкальный фонтан общей площадью более 3,5 тыс. кв. метров. Также продолжаем реконструкцию трамвайных маршрутов в рамках развития электротранспорта в Саратове – осенью на двух линиях уже планируются пробные пуски.
География проектов имеет хорошие возможности для расширения: радует, что опыт столичных проектировщиков и строителей помогает преображать российские города.
MП ▶ Каких успехов компания достигла в цифровизации рабочих процессов?
– В «Мосинжпроекте» успешно прошла цифровая трансформация, внедрены собственные инновации, в частности, в области технологий информационного моделирования (ТИМ). В компании впервые полностью на отечественном программном обеспечении создана единая цифровая информационная модель крупного транспортного инфраструктурного объекта – будущего электродепо «Бирюлёвское». В рабочих процессах помогают собственные цифровые решения. Так, системы «МИПОССиГ» и «РейСкан» служат для контроля перевозок строительных отходов, а недавно представленная коллегам по отрасли разработка «МИП Ресурс» позволяет оперативно собирать данные со строительных площадок – это часть формируемой единой экосистемы по управлению строительными проектами «Цифровой офис». Планируем развивать эти и другие сервисы.
MП ▶ Что бы вы хотели пожелать коллегам в День строителя?
– Мы часто слышим от горожан, что Московский метрополитен – самый красивый в мире, удобный и функциональный, который значительно облегчает жизнь. И это самая высокая оценка нашей работы. Мэр Москвы и руководство Градостроительного комплекса делают все для того, чтобы столичная подземка продолжала расти, чтобы наш город продолжал развиваться.
Желаю всем причастным к профессии, в том числе нашим дорогим ветеранам отрасли, здоровья, успехов и семейного благополучия. Строительство – это тяжелейший труд, особенно для метростроевцев. Я испытываю безграничное уважение и благодарность к тем, кто начинает свой рабочий день в шахте. Хочу пожелать коллегам как можно больше производственных побед, чтобы наша профессия становилась более популярной среди молодежи. Россия – огромная страна, так что строители будут востребованы всегда и работы хватит на всех.