Достоинства кольца
Основной дорожный проект на ближайшие годы — формирование нового автомобильного кольца, которое дополнит историческую планировку Москвы и сделает ее более эффективной. По словам мэра москвы Сергея Собянина, кольцо будет состоять из четырех новых магистралей, одна из которых — Северо-западная хорда — почти закончена, две — Северо-Восточная хорда и Южная рокада — находятся в активной стройке и одна, Юго-Восточная хорда, проектируется. Новую кольцевую трассу будет выгодно отличать количество транспортных развязок — их предусмотрено более 150.
Москве никуда не деться от исторической радиально-кольцевой планировки. Она обуславливала развитие города на протяжении нескольких столетий, продолжает довлеть над проектировщиками и теперь. Другое дело, что сейчас появились возможности превратить недостатки такой планировки в достоинства. Новое автомобильное кольцо, которое формируется в Москве, будет состоять из самостоятельных скоростных магистралей, обеспечивающих возможность транзита через территорию города и за его пределы. По прямому ходу водители смогут быстро добираться до диаметрально противоположных районов. А многочисленные развязки обеспечат выезды на вылетные магистрали и местную УДС, повышая связанность соседних территорий.
«Это крупнейшая дорожная стройка на ближайшие годы. Юго-Восточная хорда находится в проекте. Остальные — в активной стройке», — подчеркивает Сергей Собянин. «Остальные» — это Северо-западная хорда, где осталось ввести в эксплуатацию балочный мост через шлюз № 9 канала им. Москвы, который одновременно развяжет узкое горлышко на съезде с улицы Народного Ополчения в Мневниковскую пойму. А также Северо-восточная хорда, готовность которой к настоящему времени составляет 70%, и Южная рокада.
По словам заммэра по вопросам строительства и градостроительной политики Марата Хуснуллина, его протяженность составит 133 км с учетом подъездных путей и выходов на вылетные трассы. Это сопоставимо с МКАД, длина которой 109 км, и в три раза больше Третьего транспортного кольца протяженностью 35 км. «При этом значительную часть нового хордового кольца составляют транспортные развязки — мосты, тоннели, эстакады, — их запроектировано более 150», — подчеркивает глава стройкомплекса. Еще одной особенностью новой магистрали является реализация проекта в срединной части города в условиях плотной городской застройки. Поэтому строителям приходится параллельно решать накопившиеся на этих территориях градостроительные проблемы.
Например, строительство Северо-западной хорды (СЗХ) позволило создать новые поперечные связки между Дмитровским и Ленинградским шоссе, а также проспектом Маршала Жукова, Рублевским и Можайским шоссе. Было обеспечено соединение районов Северного и Северо-Западного округов через сеть городских улиц с выездом на МКАД и Третье транспортное кольцо. А жители районов Войковский и Коптево получили возможность выезжать из них, минуя вечно забитую улицу Космонавта Волкова. На западе Москвы строительство СЗХ избавило от перепробега автовладельцев, пользующихся Рябиновой улицей: ранее ее разделяли железнодорожные пути Киевского направления, и водителям приходилось делать крюк через МКАД.
Теперь эта проблема решена за счет строительства нескольких эстакад, развязавших все узлы на этом отрезке движения. СЗХ станет пилотным участком нового автомобильного кольца: полностью ее откроют для движения в первой половине 2019 года.
В процессе строительства другой хорды — Северо-восточной (СВХ) — строители обеспечили дополнительные поперечные связи между вылетными магистралями Северного и Северо-Восточного округов До ее появления сообщение между этими районами, разделенными путями Октябрьской железной дороги, осуществлялось только через МКАД. В прошлом году произошло важное для формирования нового автомобильного кольца событие — СЗХ и СВХ соединила эстакада: теперь автомобилисты, двигаясь по трассе М11, смогут быстрее добираться на северо-запад и запад Москвы, удобнее и короче стал путь в аэропорт «Шереметьево». На самой СВХ 5 сентября 2018 года был открыт участок от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. Сейчас заканчивается проектирование участков от Дмитровки до Ярославского шоссе и от Ярославки до Открытого шоссе, к строительству которых приступят в 2019 году.
На Южной рокаде сейчас достраивается участок от Балаклавского до Пролетарского проспекта, которые ранее не были связаны между собой по традиционной для города причине — между ними находились железнодорожные пути Павелецкого направления. На следующем этапе строители возьмут в работу очередной отрезок — от Кантемировской до Бакинской улицы, средства на проектирование и строительство которого уже заложены в АИП.
Что касается завершающей части нового автомобильного кольца — Юго-восточной хорды (ЮВХ), то пока ее проект находится в стадии разработки. Первый участок ЮВХ от транспортной развязки на пересечении с Северо-восточной хордой (в районе шоссе Энтузиастов) строители планируют сдать в эксплуатацию до конца 2020 года. Вторую часть — от Рязанки до Южной рокады и дальше до транспортной развязки на пересечении с Пролетарским проспектом — в 2023 году.