Другие будут берега

Другие будут берега

Другие будут берега
Другие будут берега Фото: stroi.mos.ru
В Москве активно реализуется проект «Парк Яуза», разработанный студентами Московского государственного строительного университета по инициативе председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова

42 километра береговой линии после масштабного переустройства станут полноценным рекреационным пространством для отдыха более чем миллиона москвичей и гостей столицы.

Пойма реки Яузы — вторая по величине водная артерия столицы. Ее площадь 481 га. Как рассказал Алексей Шапошников, идея состоит в том, чтобы благоустроить береговую линию реки, связав между собой все участки природной территории, которая сегодня напоминает лоскутное одеяло. Таким образом получится единое культурное и рекреационное пространство. Алексей Шапошников отметил, что большая часть береговой линии в той или иной степени уже приведена в порядок, но облагороженные участки перемежаются с откровенно запущенными, а территории на разных берегах зачастую не имеют между собой никаких связей. К тому же в каждом районе округа, где протекает Яуза, природные зоны развиваются независимо друг от друга. 

Идею создания парка поддержали городские власти. Концепцию разрабатывал авторский коллектив — группа молодых архитекторов из НПО «Вектор» и студенты МГСУ под руководством депутата Мосгордумы, президента НИУ МГСУ Валерия Теличенко. В 2016 году проект был удостоен «Золотого знака» смотра-конкурса «Градоустройство» на Международном фестивале «Зодчество».

По замыслу авторов, одна из основных задач проекта — гармонично увязать городскую и природную среду с транспортной и пешеходной инфраструктурой. 

По словам Шапошникова, пешие и велосипедные маршруты соединят в единый парк места сосредоточения различных общественных функций, возникающих в зонах влияния таких крупных объектов, как Ростокинский акведук, усадьба Свиблово, Ботанический сад РАН, ВДНХ, парк «Сад будущего» и ТПУ «Ботанический сад».

«Мы должны не просто обустроить пойму реки Яузы, а сохранить для города уникальную природную зону, которая имеет статус особо охраняемой природной территории. Работы уже развернуты на шести участках. Реализовав проект, город получит не имеющий аналогов в мире многофункциональный, рекреационный и образовательный природный комплекс «Парк Яуза». А в столице появится уникальная зеленая магистраль, позволяющая совершать пешие и велосипедные прогулки от Ростокинского акведука до МКАД, минуя автомобильные дороги», — подчеркнул Алексей Шапошников. 

В этом году в столице завершилось благоустройство двух парков с зонами отдыха у воды: рядом с Лазоревым проездом и в Марьине. На природных территориях высадили дополнительные деревья, разбили газоны, заменили фонари и покрытия дорожек. Там появились спортивные площадки и зоны отдыха у водоемов с деревянными настилами и шезлонгами.


Мнение

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— Наш главный резерв и потенциал — это молодежь из вузов. Сегодня мы ведем целенаправленную работу, чтобы привлекать в отрасль молодых специалистов.
МГСУ сегодня — это ведущий научный строительный центр страны. У строительной отрасли сегодня есть огромные перспективы, особенно в Москве. Поэтому надо поступать, надо учиться. Здесь есть прекрасная возможность заниматься созидательной работой.

Валерий Теличенко, президент НИУ МГСУ, депутат Мосгордумы:

— Решив все организационные вопросы, мы сможем рассчитывать, что проект «Парк Яуза» удастся воплотить в жизнь через несколько лет.

Для будущего архитектора очень важна практическая деятельность. И наши студенты уже с первых курсов начинают совмещать учебу и работу. Благодаря таким масштабным проектам, как «Парк Яуза», ребята получают уникальный опыт, что в дальнейшем помогает им найти достойную работу в архитектурных и строительных компаниях. К тому же городу нужны именно молодые специалисты, их свежий взгляд.

Ася Морозова, архитектор проекта:

— Мы будем подбираться ближе к периферии, к МКАД, чтобы у москвичей появилась возможность выйти, например, из метро «Ботанический сад», взять напрокат велосипед, доехать на нем до Кольца, не пересекая автомобильные дороги, сдать велосипед и вновь сесть в метро и поехать, например, в Бибирево.

Денис Грач, участник творческой группы:

— Мы провели социологическое исследование, чтобы понять, чего ждут жители от реализации проекта «Парк Яуза». Часть жителей высказались за то, чтобы в парке сохранились участки дикой природы. Концепция это учитывает. При этом мы заложили также возможность трансформации парковой зоны, поскольку интересы и пожелания жителей со временем будут меняться. За процессом развития территории придется постоянно наблюдать, анализировать текущую ситуацию и формировать новые направления отдыха.

Юлия Миронова, участник творческой группы:

— Яуза должна объединить все парки. Если мы обратимся к этимологии названия реки, то узнаем, что Яуза — это вовсе не «язва», как может показаться, а «узел». С помощью реки мы решили связать все разрозненные территории воедино. Каждый узел по концепции проекта отвечает за определенную функцию. Так, музейный узел — это усадьба Свиблово; узел науки обрастет тематическими детскими площадками, коворкингами; молодежный узел станет точкой притяжения для скейтеров, любителей паркура и картинга.