Французы собрали полный стадион - Московская перспектива

Французы собрали полный стадион

Французы собрали полный стадион
Французы собрали полный стадион
В Москве презентовали проект новой арены ФК «Торпедо»

КБ «Стрелка» в партнерстве с ГК «Инград» представили проект реконструкции домашнего стадиона ФК «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова. Работы по обновлению арены начнутся в 2020-м и займут два с половиной года. После их окончания посещаемость объекта возрастет до 15 тыс. зрителей, а возле стадиона появятся музей клуба и большая парковка. Сумма инвестиций составит 6–8 млрд рублей.

При реконструкции стадиона заказчики проекта намерены сохранить идентичность места и отра-
зить в его внешнем виде символику «Торпедо». По словам главного акционера команды, председателя совета директоров ГК «Инград» Романа Авдеева, желание сделать все на высшем уровне заставило оценить перспективы проведения международного конкурса на лучшую концепцию проекта. Помощь в этом оказало КБ «Стрелка». В результате 11 международных бюро из восьми стран обошла французская компания Michel Remon & Associes. В течение 35 лет она специализируется на проектировании общественных зданий, в послужном списке компании – арены в Дижоне и Реймсе. Еще одно требование к проекту касалось вместимости не менее 15 тыс. зрителей.

Французы предложили элегантный и интересный концепт сооружения, учитывающий особенность местности и красивый изгиб реки. По словам Алексиса Пейе, руководителя проекта архитектурного бюро Michel Remon & Associes, внешний вид арены навеян образом греческого театра. Стадион будет воздвигнут на площадке, слегка приподнятой над существующим уровнем. Фасад стадиона планируется отделать пластинами из перфорированного металла, а если смотреть сверху, напоминать шестеренку – символ «Торпедо». На панелях фасада в пиксельной стилистике могут быть изображены другие значимые для клуба логотипы и знаки вплоть до портретов легендарных спорт-
сменов.

Помимо главного поля на основном этаже планируется разместить музеи ЗИЛа и клуба «Торпедо», VIP-зону, медиацентр, рестораны, бары, детские и досуговые центры. Крыша, смонтированная из стальных ячеек, заполненных стеклом, будет закрывать зрительские ряды. За счет повышения уровня основной арены на нижнем уровне появится место для тренировочных полей и парковок.

По словам президента ГК «Инград» Павла Поселенова, на территории будут сады, парк и различные площадки. Спортивные школы, которые сейчас размещаются в старом здании, переедут в новый ФОК.

Арена находится в 10 минутах ходьбы от метро «Авиамоторная» и одноименной платформы МЦК. Не исключено, что одну или обе станции в скором времени пере-
именуют в «Торпедо». Переговоры на эту тему с городскими властями уже ведутся.

Проект реконструкции, по словам его организаторов, будет развиваться быстро. Ровно через год начнется строительство, которое зай-
мет 2,5–3 года. Приблизительный объем финансирования составит 6–8 млрд руб.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Сингапур

Любой крупный объект в мегаполисе, особенно целый спортивный кластер, разрывает городскую среду и становится барьером для жителей. Сингапур попытался опровергнуть это утверждение, превратив спортивный хаб в общественное пространство, парк и полноценный объект туризма.

Центр представляет экосистему спортивных, торговых и досуговых пространств на прибрежной территории площадью 35 га. В центре хаба, на месте старого спортивного объекта постройки 1973 года, находится новый Национальный стадион Сингапура вместимостью 55 тыс. зрителей. Он способен за 48 часов трансформироваться под площадку для разных видов спорта: легкой атлетики, футбола, регби или крикета.

Также в составе комплекса крытый стадион на 12 тыс. зрителей 1989 года постройки и закрытая OCBC Arena для проведения матчей по баскетболу, волейболу и другим видам вместимостью до 3 тыc. человек. Есть и дворец водных видов спорта на 6 тыс. зрителей.

Самой сложной задачей для проектировщиков было обеспечение единого пространства между объектами. Их соединили комфортными переходами и велодорожками, опираясь на теорию Social Plinth, интегрировали в городскую среду. Люди проводят здесь время, как в хорошем парке, не только в дни соревнований.

Исландия

Во всей стране живет всего 300 тыс. человек – чуть больше, чем в Марьине. Собрать спортивную команду в таких условиях – дело непростое. Сборную по футболу искали чуть ли не во дворах, а главный тренер – стоматолог на полставки. Впрочем, это не помешало исландцам произвести фурор на чемпионате Европы 2016 года. В 2000 году на всю Исландию приходилось лишь пять искусственных полей и семь залов для мини-футбола. Спортивную инфраструктуру нужно было возводить срочно, у молодежи на острове уже начинались проблемы с алкоголем и наркотиками. Уже через несколько лет в стране стало 20 полей, 150 мини-футбольных залов. Но главную ставку власти сделали на массовый спорт – школьные и дворовые спортплощадки исчислялись тысячами. Инвестиции оправдались – среди детей и молодежи начался футбольный бум. Из дворовых команд стали вырастать профессиональные игроки, а владельцы футбольных клубов поняли, что могут хорошо на них зарабатывать. Подростков, которые употребляют алкоголь, табак или наркотики, стало не более 3–5%. Продажи спиртного за последние десять лет уменьшились почти на треть, на столько же сократились затраты бюджета на здравоохранение. И это в стране, где трава растет месяца четыре в году.

Бразилия

Самая футбольная страна планеты, миллионы поклонников, страна – хозяйка мундиаля. Все это было так, пока в 2014-м сборная не потерпела сокрушительное поражение от Германии в полуфинале чемпионата мира по футболу. Это стало настоящей катастрофой для бразильского спорта. Стадионы опустели. В ходе подготовки к чемпионату мира 2014 года было построено и реконструировано 12 футбольных арен. Окупаемость большинства объектов под вопросом. Главная проблема, с которой столкнулись в Бразилии, – отсутствие сильных клубов, способных собирать болельщиков на такие стадионы. В частности, в столице страны, городе Бразилиа, возвели суперсовременную арену на 72 тыс. зрителей за полмиллиарда долларов. Однако сейчас она не используется, а территорию приспособили для парковки городских автобусов. Печальный опыт Бразилии показал всему миру, что проведение крупных турниров – это вопрос прежде всего имиджевый и геополитический. Объекты редко окупают вложенные в них средства. При создании крупных спортивных кластеров необходимо учитывать их наполнение неспортивными активностями, интеграцию в городскую среду и возможность работать на город. Иначе они приходят в упадок.