Город ставят на новые рельсы - Московская перспектива

Город ставят на новые рельсы

Город ставят на новые рельсы
Город ставят на новые рельсы
Железнодорожный транспорт будет полностью интегрирован в транспортную систему столицы

В последние годы в Москве активное развитие получили проекты строительства не только новых дорог и линий метро, но и железнодорожных магистралей. Пути, которые раньше разрезали столицу и были в определенном смысле препятствием для дорожного движения, должны стать частью одной из самых протяженных в мире интегрированных транспортных систем.

Перед Москвой стоит задача в ближайшие годы создать скоростную, единую, удобную для всех участников дорожного движения и понятную транспортную систему, основанную на различных видах рельсового транспорта. По планам мэрии уже к 2025 году российская столица станет мировым лидером среди мегаполисов по протяженности линий метро, трамваев и железных дорог. Их общая длина должна составить 1007 км, обогнав нынешнего лидера Нью-Йорк (1000 км). Это станет возможным благодаря реализации программ строительства подземки, реконструкции радиальных ж/д направлений, а также формированию маршрутов Московских центральных диаметров (МЦД).

Согласно планам, предусмотренным градостроительной политикой столицы, движение всех этих видов транспорта необходимо скоординировать, обеспечив при этом максимально комфортные и удобные пересадки между ними. Это позволит создать сотни новых маршрутов перемещения горожан по городу, сэкономит их время и, кроме того, будет способствовать улучшению экологической ситуации. Специалисты и представители власти Москвы считают, что интегрировать все это в единую систему помогут транспортно-пересадочные узлы. Всего в Москве в ближайшие годы планируется построить более 100 различных по масштабу ТПУ.

Московское центральное кольцо (МЦК)

Исторически Московское железнодорожное кольцо служило технической артерией, по которой на фабрики и заводы подвозилось сырье. Со временем многие промзоны вокруг МЦК пришли в запустение, а некоторые производства закрылись. Сейчас эти территории активно реорганизуются, здесь строится жилье с социальными объектами, возводятся спортивные комплексы и другая инфраструктура. Естественно, что развивающимся территориям требуются удобные транспортные связи.

Реконструкция Московского ж/д кольца стала уникальным проектом не только для Москвы, но и для России в целом. Всего на магистрали расположена 31 остановка, каждая из которых имеет пересадку на другой вид транспорта.

Интеграция с «радиусами»

Программу интеграции МЦК с радиальными направлениями железной дороги правительство Москвы и ОАО «РЖД» реализуют с 2016 года. Ее целью является создание удобных пересадочных узлов между остановочными пунктами МЦК, станциями метро и платформами пригородного железнодорожного сообщения. К настоящему времени завершены работы по интеграции МЦК с семью радиальными направлениями.

В настоящее время работы продолжаются лишь на одном радиальном направлении, на котором ведется строительство дополнительной пересадочной на МЦК станции – это платформа НАТИ. Платформа, возводимая на Октябрьской железной дороге, будет готова в ближайшие месяцы.

Московские центральные диаметры (МЦД)

Всего планируется запустить пять сквозных маршрутов. Движение по первым двум уже запущено 21 ноября прошлого года. Протяженность МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» составляет 52 км, МЦД-2 «Курско-Рижский» – 80. Всего на этих двух диаметрах расположено 57 станций, на 19 из них предусмотрены пересадки на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. В будущем количество станций планируется увеличить до 66, а число пересадок на них – до 27. На данный момент на стадии проектирования находятся еще три маршрута: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». По расчетам специалистов, все пять диаметров общей протяженностью свыше 375 км с более чем 180 станциями заработают до конца 2024 года. По оценкам экспертов, запуск МЦД позволит на 25% сократить пассажиропоток на некоторых станциях метро.

Грузовые дворы

Еще одним не менее значимым примером совместной работы столичных властей и РЖД стал проект переустройства и градостроительного развития грузовых дворов. В городе расположен ряд пустующих и фактически неиспользуемых площадок, а проекты их редевелопмента могли бы дать им новую жизнь.

Первым примером такого подхода является проект реконструкции территории Рижского грузового двора. В перспективе здесь появится стратегический управленческий центр всего холдинга «РЖД». Кроме того, обновленная территория должна стать украшением Москвы и превратиться в точку притяжения. Предполагается также небольшой объем жилья.