Индустрия искусства

Индустрия искусства

Индустрия искусства
Индустрия искусства
Растет ли социальный запрос на паблик-арт? Если да, то какие шаги по его социализации происходят в городе? Появляются ли новые регламенты? И возможно ли его внедрение на уровне мастер-планирования городов? Все эти вопросы обсуждались на АРХ МОСКВЕ в гостиной «АРТ В ГОРОДЕ. Творцы улиц. Как стрит-арт меняет города».

Пожалуй, один из самых крупных проектов по созданию стрит-арта в Москве – «Артфабрика». Это платформа для соединения бизнеса и искусства появилась примерно три года назад. «Девелоперы пришли к нам и сказали, что у них есть запрос на арт в тех пространствах, которые они застраивают, – рассказала Гюльнара Агамова, генеральный директор АНО «Агентство креативных индустрий» (АКИ). – И было бы классно, если бы была какая-то единая точка входа, платформа, которая объединила бы кураторов, спонсоров, художников и представителей арта со всей России». В ответ на этот запрос АКИ создало проект, в рамках которого эксперты рассказали, зачем нужен паблик-арт и что это дает «через деньги». «Когда показываешь девелоперу, что стоимость квадратного метра может вырасти, что улица, на которой стоит этот паблик-арт, будет более посещаемая, он осознает, что это еще и дополнительное продвижение, – поделилась Гюльнара Агамова. – Появляется четкое понимание, зачем это нужно бизнесу, городу, жителям».

В рамках проекта АКИ проводили конкурсы, во время которых обсуждали запрос заказчиков и формулировали бриф. И если в начале этой работы девелоперы, по словам спикера, не могли четко сформулировать задачу, то через несколько лет существования проекта заказчик поменял запрос с «хочу построить здесь» на «где это лучше будет поставить» и сразу говорил, сколько денег он готов потратить на это. «И это суперважно, потому что участники конкурса сразу понимали, какие у них будут гонорары, с каким материалом нужно будет работать, какой высоты будет арт, вообще, реализуемо это или нет. А когда на финал одного из конкурсов пришел руководитель «Самолета» и после презентации сказал, что больше ни одного объекта без паблик-арта у них не будет, мы поняли, что это успех. Сейчас с каждым проектом мы видим, как растет количество участников и заказчиков, и они сами растут», – подытожила руководитель АКИ.

Сабина Чагина, куратор, сооснователь объединения АРТМОССФЕРА, также считает: девелопер понял, что важно развивать не только свое, но и городское пространство. В качестве примера она привела офисный центр Stone Towers на Белорусской. Там появится необычная скульптура Евгения Жевлакова «Ангел». «Это как раз тот случай, когда произошла синергия города, власти, девелопера, экспертов в лице кураторов-художников. Я считаю, это правильная схема – когда на создание паблик-арта идут деньги бизнеса, а не бюджетные деньги».

ЗАКОН О ГРАФФИТИ
Также Сабина Чагина рассказала о существующих на данный момент регламентах в сфере паблик-арта: «Несколько лет назад в ответ на большое количество рисованной рекламы появился закон о граффити. Регламент выглядит так: восемь департаментов собираются и рассматривают заявки, которые им поступают от разных институций, деятелей, кураторов, художников и так далее». Сегодня появление паблик-арта в городе зависит от экспертизы конкретных чиновников, от их насмотренности, их любви к искусству. И в этом плане москвичам повезло, так как столичные органы власти понимают, что без искусства в городе жизнь не будет столь яркой. «Особенно там, где существуют типовые застройки, – прокомментировала куратор. – Например, набережные в разных городах бывают так похожи друг на друга, что можно даже спутать, в каком городе ты находишься. Искусство решает эту проблему».

СИСТЕМА ИЛИ СПОНТАННОСТЬ
Раз все стороны поняли, зачем и для чего нужен паблик-арт, не пора ли его закладывать на этапе создания мастер-планов? Арт-художник Роман Ермаков считает, что город для этого вполне «созрел». «И если бы от города был запрос, оформленный на уровне мастер-плана, то появились бы и соответствующие производства, как это было в советское время. А это очень удешевит создание арт-объектов», – уверен он. Спикер затронул и вопрос эксплуатации арт-объектов. Заказчик не всегда понимает, что в бюджет нужно заложить и ресурсы на реставрацию и уход за полученным объектом. «Сейчас из моего опыта самый лучший вариант, когда заказчиком являлся бизнес и он же остается оператором объекта», – считает Ермаков.

С этим согласился и другой художник, Григорий Орехов. Он рассказал, что отслеживает судьбы созданных им предметов искусства, и если с ними что-то случается, то он может оперативно связаться с представителем девелопера и попросить исправить ситуацию. Что касается программы регулирования создания паблик-арта – эту идею художник не поддержал: «Я считаю, паблик-арт должен возникать спонтанно, неожиданно, просто так. Не должно быть системы, не должно быть никакой программы, как мне кажется. И я считаю, что в таких проектах не должны участвовать государственные деньги».

КАРТА СТРИТ-АРТА
Еще один спикер, Миша Most, рассказал о запуске нового проекта – карте паблик-арта streeet.art. «Уличное искусство – временное, исчезающее. Например, муралы живут 5–7 лет. И мы с друзьями создали такой проект, который является архивом по сохранению этого искусства». Проект представляет собой приложение, где нужно зарегистрироваться, создать профиль и выложить свою работу из граффити, стрит-арта, мурализма. Нужно указать локацию и время создание работы. «Мы переформатируем приложение в социальную сеть, где можно ставить лайки, добавлять друзей, следить за художниками», – уточнил Миша Most.