Интеллигентная система - Московская перспектива

Интеллигентная система

Интеллигентная система
Интеллигентная система Фото: travelermap.ru
Слово intelligent французы используют в значении «сообразительный», что как нельзя лучше подходит для оценки системы общественного транспорта Парижа

Наличие мультимодальности в транспортной системе Парижа — ключ к ее невероятной востребованности в первую очередь самими жителями. Парижане ловко используют разнообразие предлагаемых городом способов передвижения и, возможно, именно поэтому могут позволить себе подолгу сидеть за чашкой кофе в уютных кафе. 

О том, как проявляется сообразительность парижан в области создания транспортной инфраструктуры, рассуждает обозреватель «Московской перспективы».

Если говорить о конкретном примере парижской сообразительности, стоит обратить внимание на квартал первого округа Les Halles. В свое время Эмиль Золя прозвал его «чревом Парижа», а Виктор Бальтар воздвиг здесь в 1854 году здания рынков, чем-то напоминающие московский ГУМ. Сегодня в районе по-прежнему бурлит жизнь. В 1972 году старый рынок исчез из района, а на его месте начал расти гигантский торговый центр, в недрах которого инженеры спрятали грандиозное сооружение — гигантский транспортно-пересадочный комплекс Парижа.

Forum des Halles — это крупнейший подземный центр, где располагается самый большой подземный вокзал в мире, который включает в себя пять линий метро, три линии RER и 28 маршрутов автобусов, в том числе и ночных. Пассажиропоток всего комплекса составляет 1 млн пассажиров в сутки. Помимо транспортной составляющей здесь с размахом реализована социальная линия — большой кинотеатр, бассейн, видеотека, общественный центр для детей, школа музыки и многое другое.

Однако туристам лучше не испытывать свои топографические навыки и сначала попытаться разобраться во всем по порядку, ведь масштабы Les Halles могут поставить в тупик даже бывалого путешественника, поэтому лучше разобраться в транспортной системе Парижа с азов.

Из истории известно, что метро в «городе огней» открылось в 1890 году и по праву носит звание одного из старейших метрополитенов Европы. Напомню, что Москва получила этот вид транспорта лишь спустя 45 лет, в далеком 1935-м.

Итак, парижское метро имеет 14 основных и две второстепенные линии, работающие как ответвления от линий № 7 и № 3. Если проводить параллель с Москвой, то этот пример напоминает Каховскую или Бутовскую линии столичной подземки. Кстати, в отличие от Москвы вместо трудно запоминаемых названий линий парижане используют обычную нумерацию от 1 до 14. Однако буквенное обозначение линий все же присутствует на картах и вывесках подземки: оно состоит из двух названий конечных станций каждой линии, что очень удобно и понятно для ориентира.

Продолжая искать различия в метрополитенах Москвы и Парижа, я обратил внимание, что парижское метро имеет скоростную линию. Самыми быстрыми и современными считаются линии № 1 и № 14, там же ходит состав без машиниста — одна из достопримечательностей современного Парижа, которая ощутимо увеличивает пропускную способность и объем перевозок. Хотя надо сказать, что в ближайшем будущем «беспилотные» вагоны появятся и в московском метро.

Среди различий подземных транспортных инфраструктур двух столиц можно смело выделить два главных момента — интервалы между остановками и архитектурное убранство станций. Начну со второго пункта. Архитектура в парижском метро крайне аскетична. Серый вид станционных залов и вестибюлей разбавляют яркие рекламные плакаты и творчество уличных художников.

Почти на каждой станции есть вендинговые автоматы и пластиковые кресла, где пассажиры могут ожидать свой поезд. Приглушенный технический свет не претендует на элемент украшения облика станции. Свет для того, чтобы не было темно. Логика проста.

Разумеется, многие вспомнят станции Pont Neuf, Concorde, Cluny — La Sorbonne, Cite или Arts et Metiers, но согласитесь, что в сравнении с московским метро этот набор оригинальных парижских станций ощутимо проигрывает. Чего только стоит наша Кольцевая линия, не говоря уже о станциях «Маяковская», «Площадь Революции», «Новокузнецкая» или «Славянский бульвар». Тут мы опережаем коллег, и это приятно.

Вторым ощутимым различием я бы назвал расстояния между станциями. В Париже они невероятно коротки. Едва успеваешь войти в вагон, как уже оказываешься на следующей станции. Наземное расстояние между входами в метро редко превышает 500 метров, что очень удобно.

Карта метро доступна бесплатно в точке продажи билетов. На оборотной стороне буклета помещена карта другого, не менее популярного общественного транспорта — RER. Это экспресс-сеть электропоездов, объединяющая центр Парижа с отдаленными районами, например, La Defense, Boissy-Saint-Leger, Parc et chatеau de Vеrsailles. Вся система насчитывает пять линий от А до Е, на которых расположилось 250 станций. Причем 217 из них находятся за чертой Парижа. Общая протяженность RER превышает 580 км. Кстати, в центре Парижа находится шесть станцийм метрополитена, объединенных со станциями RER, образуя при этом ключевые транспортные узлы.

Отдельную тему можно было бы посвятить вагонам. Современные скоростные поезда RER отвечают основным требованиям комфорта пассажиров, ходят строго по расписанию, а стоимость проезда не бьет по карману. Что еще нужно? Тем, кто оказался в Париже впервые, придется привыкнуть к системе тарификации и оплаты проезда в общественном транспорте. Здесь есть разделение на зоны, отсюда и различия тарифов, но спустя некоторое время логика становится понятной. Билет с маркировкой T+ является аналогом нашего единого билета, подходит для проезда на всех видах общественного транспорта, включая RER. Принцип повседневного использования совпадает с московским форматом — 90 минут.

Вид билета Jeunes Week-end доступен только для лиц не старше 26 лет. Проездной позволяет совершать неограниченное количество поездок на общественном транспорте в течение дня с 5.30 до 2.30. Его можно сравнить с нашим суточным безлимитным билетом, который сейчас обходится в 210 рублей.

В руках парижанина можно увидеть карту Navigo — аналог московской «Тройки». Она пополняется в терминале или в кассах общественного транспорта и дает возможность передвигаться на метро, трамвае, автобусе или RER. Неотъемлемой частью транспортной системы Парижа являются автобусы. Всего в городе действует 58 автобусных маршрутов, которые перевозят пассажиров с 6.00 до 20.30. Остановки, как правило, расположены вблизи станций метро, что позволяет комфортно пересаживаться на другой вид транспорта без потери времени.

Ночью на улицах Парижа курсируют специальные автобусы Noctilien и Noctambus, они перевозят пассажиров с 1.00 до 5.30 по 18 маршрутам. Минус заключается в том, что на них действуют отдельные билеты, которые, правда, можно купить у водителя.

Замыкает цепочку системы общественного транспорта трамвай. Из истории известно, что трамваи появились в Париже в 1855 году. Также мы знаем, что именно здесь одной из первых появилась конка. К началу XX столетия Париж насчитывал около 120 трамвайных маршрутов, но уже к 1937 году этот вид транспорта почти полностью исчез как помеха растущему автомобильному движению. Сегодня трамвайная сеть Парижа, а вернее, региона Иль-де-Франс, насчитывает девять линий, не связанных между собой. В планах до 2025 года расширить сеть до 250 км. Можно сказать, что трамвай возвращается в Париж, но уже для решения новой задачи — обеспечить транспортную доступность в широком формате.

Завершая описание своих впечатлений, хочу заострить внимание на той самой мультимодальности, о которой я говорил вначале, на том принципе интеллигентного расположения всех точек парижской транспортной системы, которые в результате создают понятную и комфортную среду для жителей современной Лютеции.