Испытают на вождение - Московская перспектива

Испытают на вождение

Испытают на вождение
Испытают на вождение
В марте 2019 года на дорогах Москвы появится до 200 беспилотных автомобилей

В начале 2019 года на дорогах российской столицы могут появиться беспилотные автомобили. На прошлой неделе правительство РФ опубликовало для общественного обсуждения соответствующий проект постановления. В Москве в инновационном центре «Сколково» уже сегодня доступно такси без водителя, недавно его опробовали глава правительства Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин.

Беспилотники в законе

Первые беспилотные автомобили на российских дорогах появятся уже в марте 2019 года. Речь идет о «высокоавтоматизированных машинах», в салоне которых вместо водителя пока будет находиться страхующий человек, не вмешивающийся в управление. Эксперимент пройдет в Москве и Татарстане. Еще несколько регионов также хотят попасть в этот список. Среди них Ленинградская и Московская области.

На прошлой неделе постановление правительства «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» для общественного обсуждения опубликовал Минпромторг. Ознакомиться с документом можно на портале regulation.gov.ru. Согласно ему эксперимент продлится три года — до 1 марта 2022 года. На месте водителя должен будет сидеть человек с водительским стажем не менее трех лет. При этом документ предполагает полную ответственность владельцев беспилотных машин в случае аварий и других происшествий, если виновными в них не признаны другие участники движения. Каждый автомобиль придется застраховать на сумму от 10 млн рублей. В одном регионе может находиться максимум 200 таких машин.

Российские власти и производители автомобилей считают беспилотники очень перспективным направлением для развития бизнеса и транспорта. 

По словам экспертов, уже к 2040 году 75% машин будут без водителей.

Сегодня активно разрабатываются технологии, которые позволяют транспортным средствам взаимодействовать друг с другом, избегая столкновения и оптимизируя маршрут, в зависимости от расстояния и загруженности дорог. Специалисты подсчитали, что при использовании автопилотов за один час по одной полосе на скорости 120 км/ч могут проехать 12 тыс. автомобилей, а при управлении людьми только 2-3 тысячи.

Есть у беспилотников и еще один плюс. Недавно чиновники и представители бизнеса презентовали технологию руководству Государственной инспекции безопасности дорожного движения и нашли с ним полное взаимопонимание. По данным ГИБДД, только в прошлом году на дорогах России погибло 19 тыс. человек. Автоматизация дорожного движения позволит серьезно снизить аварийность.

Ставка на искусственный интеллект

По словам Сергея Собянина, для массового появления на наших дорогах беспилотников не нужна особая инфраструктура. Автомобили уже создаются приспособленными под российские условия. Нужно только легализовать новый вид транспорта, дав ему определение в Правилах дорожного движения. Такие поправки могут появиться уже к концу этого года, отметили в ГИБДД.

Российские власти, напомним, на протяжении нескольких лет обсуждают возможность допуска полностью автономных авто на дороги. За рубежом подобные транспортные средства уже активно тестируют.

Крупные автопроизводители создают отделы для производства беспилотников. Недавно правительство Москвы, «Яндекс», ПАО «КамАЗ» и институт «НАМИ» заключили соглашение о развитии и внедрении в Москве технологий беспилотного управления на всех видах городского пассажирского транспорта, технологий телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем. Кстати, «софт», «компьютерное зрение» и другие технологии применяют только отечественного производства.

Несколько дней назад российская компания представила первый промышленный 4D-радар. Благодаря этому устройству возможности беспилотных автомобилей превзойдут возможности человека, управляющего транспортным средством. Фактически инженеры сделали «третий глаз», который распознает не только координаты и скорость объектов на дороге, но также их форму и тип. Это позволяет беспилотнику не путать мост с грузовиком, а пешехода с забором. Автопроизводители уже заказали порядка 200 тыс. единиц этого оборудования.

Сегодня экспериментальный беспилотник на базе Toyota Prius есть у «Яндекса». Недавно его опробовали на дорогах инновационного центра «Сколково» Дмитрий Медведев и Сергей Собянин. Беспилотные электробусы «Шатл» и «Матрешка» уже производят «КамАЗ»/«НАМИ» и Volgabus соответственно. Проект беспилотной «Газели» недавно анонсировал и еще один российский производитель — «ГАЗ».

Несколько недель назад в тестовом режиме беспилотный внедорожник проделал путь от Санкт-Петербурга через Москву до Казани. На месте водителя находился опытный инструктор, который в случае непредвиденной ситуации был готов взять управление на себя. По его словам, автомобиль идеально справился со своей задачей, ни разу в течение всего пути не создав опасную аварийную ситуацию.