Личный опыт: Как открыть в Москве художественную галерею - Московская перспектива

Личный опыт: Как открыть в Москве художественную галерею

Личный опыт: Как открыть в Москве художественную галерею
Личный опыт: Как открыть в Москве художественную галерею Фотографии из архива «Первой Московской Галереи Восточной Живописи»
Валерия Рудина вместе с партнерами открыла галерею, где выставляется искусство, которое пока нельзя назвать не только модным, но и известным в России — традиционную и современную живопись Дальнего Востока. Как выбрать локацию, сколько стоит открытие арт-пространства и почему московскому арт-дилеру необходима охрана, Валерия Рудина рассказала «МП»
photo_2020-01-31_17-15-06.jpgВалерия Рудина

Рынок и конкуренция

В Москве есть музей Востока, галерея Шон, музей каллиграфии в Сокольниках и галерея Кирилла Данелия на Малой Бронной. Но этого для восточной живописи в Москве мало — уже несколько лет в обществе витает запрос на восточное искусство, не то чтобы намечается какой-то бум, но присутствует явный интерес.

Москвичи начали обращать внимание на китайскую культуру в нулевых: все началось с увлечения чайной культурой и буддизмом. Если вы проследите за тенденцией, то с Китаем мы начинаем дружить, и это не столько политический ход, сколько следование мировым настроениям — во всем в мире растет интерес к Востоку. Эта тема вышла на поверхность, но пока арт-рынка восточной живописи не только в Москве, но и в России — нет.

photo_2020-01-31_15-59-38.jpg

Для нас [учредителей галереи] увлечение Китаем и его культурой началось как хобби, которое потом превратилось в профессиональное занятие. Три учредителя познакомились во время учебы в Китае как раз на занятиях восточной живописью; для всех нас работа в галерее и выставочная деятельность — это новый опыт. Мы понимаем, что предприятие это отчасти рискованное, но отдаем себе отчет, что этот вид искусства и не может быть массовым, так как по своей аутентичной сути обладает интеллектуальной элитарностью. А о том, что московский зритель в целом еще не знаком даже с известными именами китайских художников, даже говорить не приходится.

 photo_2020-01-31_15-59-35.jpg

Поиск места, деньги и соседи

Нам было нужно соединить три вещи: локацию в центре Москвы, метраж не меньше 100 кв.м и отдельный вход [в галерею] с улицы.

Нужен был обязательно центр города, потому что в условиях плотного графика московской жизни каждый должен иметь возможность добраться до нас без затруднений. Но некоторые районы мы не рассматривали вообще, например, Замоскворечье, в котором, на мой взгляд, атмосфера не очень подходит для китайского искусства, а вот на район Тверской мы уже обращали внимание. Планкой, конечно, была и цена. На локацию в Малом Кисельном переулке мы согласились моментально — здесь рядом находится сразу несколько веток метро [Серпуховско-Тимирязевская, Люблинско-Дмитровская, Сокольническая, Калужско-Рижская, Таганско-Краснопресненская, — ред.]. И кроме того, как выяснилось позже, в искусствоведческом контексте это достаточно известное место: в этом небольшом переулке располагаются сразу три галереи, а в соседнем доме раньше работала типография издательства «Наука» [М.Кисельный пер., 4], где была напечатана самая известная в России книга о китайской живописи [«Слово о живописи из сада с горчичное зерно»].

photo_2020-01-31_17-15-12.jpg

Площадь помещения оказалась оптимальной — 130 кв.м, разумеется, мы могли бы освоить и больше, но это было дороже. А меньше — совсем не имеет смысла.

Наша галерея находится в доме XIX века, но это не памятник архитектуры, а просто добротный старый кирпичный дом. В этом помещении раньше располагался хостел, внутри все было поделено на множество маленьких комнатушек, а все исторические потолки были закрыты на уровне двух метров. Для организации выставочного пространства пришлось вычистить все до основания.

Затем мы начали ремонт, который длился около года, и это была практически ежедневная работа не только для строителей. На этом этапе начали появляться проблемы с соседями.

photo_2020-01-31_17-15-09.jpg

Дело в том, что в центре Москвы встречаются люди, которые забывают, что они живут в мегаполисе XXI века, а не в маленькой тихой деревне. Поэтому активные местные жители единственного жилого дома в переулке обвиняли нас в том, что ремонт «разрушает их дом», хотя, конечно, были вызваны официальные комиссии и показали несостоятельность этих обвинений. Однако на все эти выяснения уходят силы, время и деньги.

Все финансовые детали раскрывать не хочется. Но покупка помещения соотносима с ценой его аренды на 10 лет. [По данным сайтов по аренде недвижимости, ставка аренды аналогичного нежилого помещения в районе Малого Кисловского переулка - около ₽2 млн в год - ред.] А такие проекты, как у нас, тем более с дорогим ремонтом, обидно затевать на меньший срок. К тому же, несмотря на «бремя собственности» в виде высоких налогов, собственник защищен гораздо больше, чем арендатор. Поэтому, если есть возможность, всегда помещение лучше купить сразу.

Кроме долгого ремонта, много времени может понадобиться на согласование документов, в том числе перепланировки (с учетом каверз соседей, лучше иметь идеально оформленные документы, строго соблюдать закон и регламент, любая ошибка в этом смысле может позже обойтись гораздо дороже). А дальше стандартная схема — регистрация ИП или ООО и регистрация в налоговой.

photo_2020-01-31_17-15-17.jpg

Работа с аудиторией

Наша история основана на том, что в Москве живет несколько тысяч людей, которые увлечены восточной живописью. При галерее существует клуб художников, на момент открытия в нем уже было около 600 участников.

Одна из статей доходов галереи — это образовательная деятельность, например, лекторий, обучение живописи и декоративно-прикладным видам искусств. Это позволяет нам обеспечить независимое существование, содержание помещения и выплату зарплаты сотрудникам.

Сложнее с формированием спроса на еще не очень известный в нашей стране вид искусства. Для того чтобы заинтересовать зрителя и потенциального обладателя, ему нужно многое рассказать и показать, а это в том числе большая просветительская работа. Наша амбициозная задача — вывести восточное искусство из условного андеграунда на уровень конвертируемого искусства, со своей системой оценок, со своим зрителем и коллекционером.

photo_2020-01-31_15-59-32.jpg 

Выбор художников

Япония традиционно уделяет много внимания продвижению и популяризации своей культуры за пределами островов, в то время как Китай всегда был более сосредоточен на расширении торговли. Искусство же держалось очень закрыто даже внутри страны, — оно всегда было дорогим, элитарным, показывало уровень образования и четко демонстрировало социальный статус. Такая система ценностей, естественно, была и остается не очень понятной за пределами Китая, а он сам не очень спешит раскрывать свои секреты.

Но даже в такой, казалось бы, узкой сфере, как восточная живопись, существуют разные стили, предназначенные для совершенно разного зрителя. Людям нравятся разные направления, и пока есть возможность, мы хотим показать им все, что есть, — максимально разнообразно.

Длительность выставки зависит от многих факторов. Но скажу одно: если ты делаешь выставку на месяц, то отдыхаешь чуть больше, чем в том случае, когда выставка идет неделю.

photo_2020-01-31_17-15-21.jpg

Большую часть задач мы делаем своими силами, и это экономит деньги: например, один из учредителей галереи маркетолог, второй — юрист, третий—- архитектор. Все мы достаточно востребованы в своих областях, нанимать специалистов подобного уровня было бы неподъемно дорого. Пока наш проект еще находится на уровне инвестиций, но уверенно переходит в стадию самообеспечения, и мы надеемся, что эксперимент окажется успешным и начнет приносить прибыль.

Все картины в нашей галерее продаются. «Средняя» картина, написанная российским художником, продается примерно за ₽80-100 тыс., китайские живописцы, даже далеко не первого эшелона, стоят несколько дороже, ₽100-200 тыс.

photo_2020-01-31_17-14-59.jpg

Нужно понимать и другое — картина в галерее всегда дороже, чем в мастерской художника. Так происходит потому, что в наше время цена мероприятий по подготовке любого товара (не только произведения искусства) к продаже может значительно превышать стоимость его самого. Они включают хранение, обеспечение места, где произведение может быть раскрыто и показано зрителю, рекламу, освещение — все это требует очень больших затрат. Приобретая предмет искусства, люди вместе с ним приобретают статус, атмосферу и целую историю, которая за ним скрыта. Если всем этим будет заниматься сам художник, то у него не останется времени и сил непосредственно на творчество, это очевидно.

Одна из наших услуг — это аренда выставочного пространства, которая стоит ₽75-90 тыс. в неделю. Есть проекты, которые мы организуем за свой счет — это всегда высокие расходы, и для проведения таких проектов должны быть веские причины, например, высокое просветительское или репутационное значение. Но если художник хочет [сам хочет] показать свое творчество, то мы можем помочь с организацией проекта и предоставлением специально подготовленной площадки на понятных для всех условиях — за деньги. При этом мы принимаем не все работы, потому что стараемся сохранять контекст.

photo_2020-01-31_15-59-19.jpg 

Разные форматы и московский график

Самое главное понять, кто твой зритель. Одна задача — это показать имя [художника] и раскрутить его. В этом случае на выставку приглашается пресса, блогеры, привлекается инстаграмм и так далее. Но на таких выставках, как правило, не покупают картины. Если стоит задача привлечь внимание коллекционеров, то организуются закрытые мероприятия, и нужно понимать, что покупка предмета искусства вряд ли произойдет на шумном празднике. Хотя такое тоже случается.

Выходной день у нас среда, а не понедельник, как у большинства галерей. Потому что открытие выставок — это всегда четверг (светский вечер, в отличие от вечера пятницы, который принято считать личным временем). Выходной день в среду мы используем на подготовку к ним.

11992bbcca1254116ff160666c1f07bd.jpg 

Нельзя без охраны

В китайском искусстве есть чувство юмора и ирония, но они никогда не касаются государства. Странным московской публике может показаться многое, но что именно — угадать всегда сложно. Однако в живописи, которую мы планируем показывать, провокация отсутствует, по крайней мере в известном нам виде. Три частые составляющие «громкости» современного искусства — секс, насилие и экология — это не про восточную живопись. Она всегда наполнена более глубоким и менее очевидным смыслом, требующим от зрителя тонкости вкуса, хорошего воспитания и, как правило, высокого уровня образования. Это искусство интеллектуалов, каким оно всегда и было в Китае. Так что мы надеемся, что вряд ли к нам придут «казаки» или какие-нибудь группы «обиженных граждан». Но охрана все равно необходима. 

Первая московская галерея восточной живописи находится в Малом Кисельном переулке,5. https://mos.gallery. Вход: свободный.