Мегапроекты к юбилею

Мегапроекты к юбилею

Мегапроекты к юбилею
Мегапроекты к юбилею
В 2023 году были завершены многие ключевые стройки. Полностью открыто движение по Большой кольцевой линии метро, введены новые участки Солнцевской и Люблинско-Дмитровской веток. Запущены ключевые участки Московского скоростного диаметра и другие новые автодороги. Для участника этих и многих других столичных градостроительных проектов – инжинирин-гового холдинга «Мосинжпроект» – год особый еще и потому, что компании исполняется 65 лет со дня основания. О том, с какими проектами и планами столичный холдинг встречает юбилей, рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

[МП] Юрий Николаевич, юбилей – повод подводить итоги. Какие события в 65-летней истории холдинга вы считаете наиболее важными?
– «Мосинжпроект» создан в конце 1950-х как проектный институт, и с тех пор каждое поколение работников вносит свой вклад в формирование облика Москвы и обеспечение комфортной жизни горожан. Первой задачей новой организации в те годы стало комплексное проектирование инженерных сооружений и сетей подземных коммуникаций, на которых сегодня фактически стоит вся современная столица. Другим направлением работы холдинга с самого начала деятельности стало проектирование дорожных объектов. За все годы специалисты компании приняли участие в создании свыше 6000 км автодорог в Москве, более 100 мостов и эстакад, 300 подземных и надземных пешеходных переходов.

Среди объектов, над которыми работала проектная организация, есть поистине уникальные сооружения. Например, в 1984 году создана Русаковская эстакада – при этом спроектирован участок пролета длиной 62,5 метра без промежуточных опор. Это сооружение по сей день не имеет аналогов в Европе. Современный этап для «Мосинжпроекта» начался в 2010-х годах, когда проектный институт был постепенно преобразован в инжиниринговую компанию полного цикла, и на текущем этапе холдинг стал одной из крупнейших отраслевых организаций в России. Сегодня мы реализуем самые разные градостроительные проекты под ключ – от создания концепции до ввода в эксплуатацию и передаче заказчику.

[МП]«Мосинжпроект» сегодня у многих ассоциируется именно со строительством метро. Почему это направление стало ключевым в работе холдинга?
– Мы трудимся в интересах города, а метро – самый популярный вид московского транспорта. Проекты развития столичного транспортного каркаса, в частности, строительство метрополитена, реализуются по инициативе мэра Москвы и лично контролируются на каждом этапе Сергеем Семеновичем Собяниным и руководителем столичного Стройкомплекса Андреем Юрьевичем Бочкарёвым.

Для «Мосинжпроекта» статус генерального проектировщика и генподрядчика строительства новых объектов метро стал серьезным профессиональным вызовом. И специалисты холдинга на него успешно ответили – при непосредственном участии «Мосинжпроекта» на сегодняшний день построено 75 станций метро, 160 километров линий и свыше десятка электродепо, обслуживающих подвижной состав подземки.

Мы выполнили поручение мэра на 2023 год – построили и ввели 14 станций метро. В первую очередь завершили и полностью открыли для пассажиров самый масштабный и сложный проект отечественного метростроения – Большую кольцевую линию метро. Самое длинное в мире метрокольцо было построено за рекордные для такого проекта 10 лет. Если говорить о проделанном объеме работы, то только кабельной продукции на БКЛ было уложено столько, что ее суммарная длина превысила половину длины экватора. Очень символично, что эта мегастройка завершена в юбилейный для «Мосинжпроекта» год.
Построен также новый участок Солнцевской линии – до аэропорта Внуково. Впервые в России у воздушной гавани появилась своя станция подземки. Продлена на север Люблинско-Дмитровская линия. Ее новая конечная станция «Физтех» когда-то была мечтой студентов одноименного вуза и местных жителей, а сегодня они могут легко и быстро, без пересадок добраться до центра города.

[МП]«Мосинжпроект» продолжает работу и над инфраструктурой для автомобилистов. Как обстоят дела с дорожными проектами?
– «Мосинжпроект» участвует в создании ряда участков крупных автомагистралей – Московского скоростного диаметра (МСД) и Южной рокады. С участием специалистов холдинга на севере МСД спроектированы мост через реку Пехорку и участок дорожной сети, соединивший в сентябре этого года северное направление МСД с трассой М12 «Восток». На южном направлении диаметра специалистами «Мосинжпроекта» построены крупные участки Московского скоростного диаметра до МКАД с большим количеством сложнейших искусственных сооружений, таких как эстакады, путепроводы, тоннели. Отмечу, что большая их часть строилась в условиях плотной городской застройки с активным движением автомобильного и рельсового транспорта, но принятые специалистами компании инженерные решения позволили минимизировать влияние строительства на ритм города: не перекрывалось движение на действующих магистралях и железнодорожных путях.

Продолжается создание ряда участков Южной рокады – еще одного важного для Москвы дорожного проекта. Например, на одном из последних отрезков рокады на пересечении с МСД создаются семь путепроводов, четыре из которых уже построены, а на трех готовится монтаж пролетных строений.

В ходе формирования улично-дорожной сети бывшей территории завода «ЗИЛ», одной из новых территорий развития Москвы, этим летом «Мосинжпроектом» введен крупный участок, включающий мост через затон Новинки длиной 416 метров. Он соединил набережную Марка Шагала и Проектируемый проезд № 4062 с выходом на Южнопортовую улицу.

В рамках крупного градостроительного проекта Москвы – Мнёвниковской поймы, в котором «Мосинжпроект» имеет статус оператора развития территории, ведется активное строительство эстакады через улицу Нижние Мнёвники и моста через Москву-реку на улицу Мясищева. Проектируется и сооружается еще ряд крупных дорожных объектов.

[МП]Холдинг известен и гражданскими объектами, достаточно вспомнить парк «Зарядье» или Дворец гимнастики в «Лужниках». Что нового произошло в этом направлении?
– В этом году полностью завершили основные конструкции комплекса зданий Национального космического центра – проекта, который холдинг реализует в интересах правительства Москвы и госкорпорации «Роскосмос»: восьми корпусов переменной этажности, конгрессно-делового центра, подземного паркинга и главной архитектурной доминанты – 47-этажной башни высотой 288-метров. Сейчас в комплексе зданий ведется устройство внутренних инженерных систем, идут внешние и внутренние отделочные работы.

Быстрыми темпами возводится храм Успения Пресвятой Богородицы в Останкинском районе Москвы: недавно на главный купол был установлен шестиметровый крест. Это будет один из крупнейших храмовых комплексов столицы, рассчитанный на 1500 прихожан. Храм выдержан в традициях древнерусской архитектуры второй половины ХII века и будет посвящен всем российским строителям.

[МП]Насколько большое внимание в компании уделяют развитию цифровых технологий?
– «Мосинжпроект» сейчас активно осуществляет переход на отечественные программные решения. Так, в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды внедрена система управления процессами «МИП Сфера», которая позволяет работать с дочерними и подрядными организациями в едином информационном поле. В области вывоза отходов строительства специалисты холдинга разработали мобильное приложение для терминалов сбора данных «РейСкан», которое в два раза сокращает время оформления рейса для вывоза отходов со строек и значительно повышает эффективность контроля перевозок.

И конечно, все активнее ведутся разработка и совершенствование цифровых решений непосредственно для проектно- изыскательских и строительно-монтажных работ, прежде всего в области технологий информационного моделирования. Так, проектируемое электродепо «Бирюлёвское» является сегодня первым крупным столичным транспортным инфраструктурным объектом, полностью создаваемым с помощью ТИМ, причем на базе российского программного обеспечения.

[МП]Новые проекты требуют новых компетенций. Как в холдинге проходит процесс повышения квалификации сотрудников?
– В организациях холдинга работают порядка 14 тысяч человек, и выстроенная система постоянного повышения компетенций является залогом успешной работы нашего большого коллектива. Образовательные инициативы для сотрудников холдинга, подрядных организаций, а также взаимодействие с профильными образовательными учреждениями реализуются, в частности, на базе «Академии «Мосинжпроект». Успешное развитие уже получили ряд проектов. Реализуется программа «ПОЛИГОН», направленная на развитие компетенций в сфере строительно-монтажных работ и управленческого потенциала подрядных и дочерних организаций, здесь обучение прошли уже свыше 1700 человек. Создана экспертная площадка «Сообщество практиков», на которой в ходе форумов, дискуссионных панелей и круглых столов участники обсуждают актуальные профессиональные вопросы, разбирают практические кейсы и обмениваются накопленным опытом. На постоянной основе проводится практико-ориентированный чемпионат на Кубок «Мосинжпроекта» по строительно-монтажным работам.
Его победители в различных номинациях – представители холдинга и подрядных организаций – приняли участие в III Международном строительном чемпионате в Санкт-Петербурге в составе сборной команды «Мосинжпроекта».

Кроме того, холдинг поддерживает и осуществляет социальные инициативы. «Мосинжпроект» принял участие в программе «Усынови зубра», и в Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике мы взяли под опеку зубренка Мууглю, которому в этом году исполнился год, – это вклад нашей компании в сохранение природных богатств России. В этом году мы открыли детскую игровую зону «Строительная площадка» на территории семейно-досугового центра «Кидзания». Этот проект помогает ребятам познакомиться со строительной сферой в игровой форме и популяризирует нашу профессию.

[МП]Достижения «Мосинжпроекта» неоднократно отмечены наградами. Какие из них вы бы выделили?
– Холдинг обладатель двух «архитектурных Оскаров» – MIPIM Awards. В 2020 году Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой победил в номинации «Лучший спортивный и культурный объект». А в 2019 году парк «Зарядье» с концертным залом получил спецприз жюри конкурса. Другие объекты «Мосинжпроекта» также не раз были финалистами этого конкурса.
Очень важны для нас награды главного строительного конкурса правительства Москвы «Лучший реализованный проект в области строительства». «Мосинжпроект» за 10 лет стал обладателем 35 наград этого конкурса.

В этом году электродепо «Сокол» и проект «Притяжение» в Магнитогорске стали победителями международного конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков, «Мосинжпроект» принимает участие в этом конкурсе с 2017 года, и объекты компании становились победителями в различных номинациях уже 14 раз. Для «Мосинжпроекта» главная награда – это высокая оценка наших объектов со стороны самых строгих судей, тех, ради кого мы трудимся, – москвичей.

[МП]Помимо завершения текущих строек какие планы у «Мосинжпроекта» на следующие годы после юбилейного?
– Мы участвуем в создании трех новых радиальных линий метро. В активной стройке участок с девятью станциями Троицкой линии, проектируются Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская ветки. Запланировано также продление Арбатско-Покровской линии – до станции «Гольяново». В работе находятся несколько электродепо. 

Новые объекты создаются не только в столице. Проектировщики холдинга продолжают трудиться над уникальным общественным пространством «Притяжение» в Магнитогорске. Этим летом открылись объекты второй очереди: искусственное озеро с видовым мостом, всесезонный искусственный холм с горнолыжными и велосипедными трассами – всего более 100 гектаров различных тематических зон. И формирование городского курорта продолжается – по проекту холдинга планируется строительство комплекса с самым большим цельностеклянным аквариумом в мире с объемом воды 1,2 миллиона литров.

Также в этом году мы включились в проект комплексного развития сети электротранспорта Саратова, и сейчас у нас в работе реконструкция трех городских трамвайных маршрутов. «Мосинжпроект» является флагманом отечественных инжиниринговых компаний, планируем и дальше поддерживать этот статус. У нас сплоченная команда профессионалов, которым по плечу выполнение любых поставленных задач. Уверен, проектов будет еще очень много – до следующего юбилея точно хватит!

Теги: #
Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью
1 марта 202412:25
Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью

О музыкантах-математиках, композиторах-химиках и многих других выдающихся личностях прошлого сказано много. Однако найти «человека эпохи Возрождения», удивляющего разносторонними интересами, можно и среди наших современников. Яркий пример – Татьяна Родюкова, ведущий инженер производственно-экономического отдела компании ООО «СМУ-8 Метростроя». В течение своего рабочего дня она занимается финансово-экономическими вопросами, а свободное время посвящает рисованию акварелью – модному или, как сейчас говорят, актуальному виду живописи. Накануне праздника мы побеседовали с Татьяной о ее работе, увлечениях и планах на будущее.