Метро здесь долго ждали

Метро здесь долго ждали

Метро здесь долго ждали
Метро здесь долго ждали Фото: stroi.mos.ru
Власти Москвы хотят ускорить строительство станции «Гольяново»

Метро в Гольянове может появиться раньше запланированного срока. Сейчас этот вопрос прорабатывают городские власти. Как пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, жители очень нуждаются в этой станции, им приходится терять по несколько часов в пробках, чтобы добраться до станций метро «Щелковская» или «Бульвар Рокоссовского». Корреспондент «Московской перспективы» отправился в Гольяново, чтобы узнать, чем живет район и как справляется с транспортными проблемами.

Провести экскурсию по району согласился местный житель – таксист Владимир Львович. Фамилию он не сообщил, пошутив, как герой Леонида Куравлёва из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл». Встретиться мы договорились около ближайшей к району станции метро, которая оказалась совсем не близкой.

Места из прошлого

«Щелковская» одновременно является станцией метро и автобусной «Меккой» – здесь находится самый большой в России автовокзал. Сказать прямо, это не самое приятное соседство для жителей обжитых многоэтажек, но по сравнению с бывшим Черкизовским рынком, может быть, и не самый худший вариант. От автовокзала берут начало все главные гольяновские маршруты: улица Уральская, от нее в разные стороны расходятся Алтайская, Иртышская, Новосибирская, Красноярская и так далее до Хабаровской и Камчатской.

За редким исключением, все дома вдоль Щелковского шоссе рядом с метро были построены на скорую руку в советское время. Сейчас они сносятся, но есть и исключения – дом на пересечении с улицей Бирюсинка, который строился к 1980 году кооперативом «Углерод» по индивидуальному проекту.
В кооператив входили в основном сотрудники Министерства нефтяной промышленности, поэтому сооружение по тем временам было весьма неплохим.

Помимо типичных панельных 9-этажек, нескольких живописных прудов и парочки торговых центров в Гольянове можно найти любопытные достопримечательности. Например, место поклонения язычников – храм Богородицы на территории Лосиного Острова. Или построенный в 1842 году храм преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове. В советское время он был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, колокольня же использовалась как фабричная труба. Потом долгое время здесь располагалась химическая лаборатория. В 1990-м здание вернули Церкви, и храм был возрожден. Ныне это самая старая постройка района. Территорию расширили и благоустроили. Прихожане уверяют, что около церкви летом выращивают цветы и ягоды.

– Раньше у нас тут было много гастарбайтеров. Пока был рынок, они тут селились огромными семьями: брат, сват, сестра, подруга сестры, муж подруги сестры, брат мужа подруги сестры, – усмехается Владимир. – Здесь было как в американском Гарлеме или в переулочках рядом с Нотр-Дам-де-Пари. Сейчас, конечно, все иначе. Хотя встречаются еще места из прошлого.

В Гольянове порой кажется, что 1990-е никуда не уходили. Вот на панельном жилом доме вывеска «Интернет-клуб». Кажется, что зайдешь и почувствуешь характерный запах старых системных блоков, дети играют в Counter Strike… А вот еще один любопытный адрес из 90-х – второй дом на Алтайской улице.

– Это место знает каждый местный житель – колыбель гольяновской преступной группировки. На всю Москву гремела! Говорят, что «Бригаду» тут снимали, – рассказывает Владимир.

– Вроде в Братееве снимали?

– Ну, может, тогда прототипом наше Гольяново стало. Читал про это где-то.

– Безруков играл Лю Чжи Кая по кличке Миша Китаец, получается?

– Наверное, хотя как-то не похож…

Тем не менее район знаменит жившими здесь музыкантами. Например, солист группы «Звери» Роман Билык, переехав из Таганрога, снимал квартиру в Гольянове. Равно как и Богдан Титомир, и солист группы «Руки Вверх» Сергей Жуков.

– Потому что здесь дешевле всего жить. До метро не доберешься, опять же рядом «Черкизон». А однажды мы попали в число самых криминальных районов мира. Ну кто захочет жить в этом месте? Но мы как-то жили, – вспоминает таксист.

– Правда был такой криминальный район?

– Да вся Москва была криминальная, а окраины тем более. Перед Олимпиадой-80 к нам сгоняли всех неблагополучных, чтобы произвести хорошее впечатление перед иностранцами. Прошло много лет, все поменялось. Но, честно говоря, я никогда не боялся ходить по улицам и детей отпускать гулять. А вообще, про Гольяново ходит много мифов. Неизвестно почему, но о нем уже 20 лет рассказывают байки. Вы посмотрите – тихие улочки, много зелени. Сейчас еще много домов проголосовали за включение в программу реновации, появятся современные новостройки. Главное, чтобы зелень не трогали.

Пошли навстречу жителям

Главная проблема района – транспортная. Из-за пробок до метро можно ехать из некоторых кварталов по 40 минут. На автобусной остановке на Хабаровской улице скопилось несколько десятков человек. Те, кому повезло, смогли втиснуться под козырек стеклянного павильона. Остальные шапками и куртками собирают на себе снег. «Мы устали подолгу стоять в ожидании автобуса на остановках, потом пытаться втиснуться в этот автобус и ехать 40 минут в пробках до «Щелковской», – говорит местная жительница Виктория Первова. – Жителям Гольянова жизненно необходимо метро внутри района. Нас кормят обещаниями уже пятый десяток лет». Другая местная жительница Евгения Грингруз видит в строительстве метро и экономический эффект: «Если продолжить ветку от «Щелковской» вглубь Гольянова, то можно будет отменить большинство автобусов (маршруты в основном загружены до метро «Щелковская») – это огромный экономический эффект. А для жителей района, который занял третье место в списке самых опасных мест на Земле, – счастье».

Станция метро в Гольянове появилась на перспективных картах еще несколько десятков лет назад. Но реализация проекта все время откладывалась, всегда находились другие районы, куда провести метро было важнее или проще. Потом рассматривался проект ветки трамвая длиной 6,5 км до станции метро «Улица Подбельского» через Метрогородок. Но власти приостановили его разработку. Причина – нет возможности проложить линию так, чтобы она не затрагивала территорию национального парка «Лосиный Остров». Сейчас же решением мэра Москвы многолетняя проблема еще одного московского района может быть решена.

По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, решение о строительстве новой станции было принято по просьбе местных жителей. В настоящее время прорабатывается градостроительная документация. В частности, специалисты определяют, на какой глубине следует расположить станцию и каким образом провести тоннель. Сложность строительства заключается в том, что линия метро будет проходить через густонаселенный и полностью застроенный район. «Так что нам надо будет как-то вклиниваться между существующими домами», – пояснил глава стройкомплекса.

«Район Гольяново является активным участником программы реновации, так что потребность в метро здесь в ближайшие годы еще возрастет. Мы предлагаем максимально приблизить сроки строительства этого участка Арбатско-Покровской линии метро», – пояснил главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн. Сейчас рассматриваются два варианта продления синей линии после станции «Щелковская».

 

Теги: #