Миллиард для мошенника, или как обманываются москвичи - три случая

Миллиард для мошенника, или как обманываются москвичи - три случая

Миллиард для мошенника, или как обманываются москвичи - три случая
Миллиард для мошенника, или как обманываются москвичи - три случая Фото: David Goehring/flickr
«МП» поговорила с москвичами, которые стали жертвами мошенников, и узнала, как надо было поступать, чтобы не потерять деньги (и свободу)

Сесть в тюрьму по работе

Алексей устроился в строительный магазин, чтобы погасить кредит, но чуть не оказался в тюрьме за мошенничество в «особо крупном размере».

Строительный магазин находился рядом с железной дорогой. От метро «Марьина Роща» до него было 15 минут пешком. Но в магазине говорили, что «люди все равно идут к нам, потому что видят низкие цены на сайте». За две недели в строительный маркет зашел всего один клиент.

Вторым посетителем оказался представитель банка, который научил Алексея пользоваться программой, — она позволяет продавать стройматериалы и сантехнику в кредит.

— Мне дали пароль и сказали, чтобы я никому его не говорил, — рассказывает москвич. — Для оформления рассрочки нужны были паспортные данные и фото на веб-камеру.

На стендах была разложена строительная плитка, на полу стояли унитазы. Ни о каких кредитах не шло и речи — самыми частыми посетителями были безработные, которые приходили устаиваться курьерами по объявлению.

Потом начался странный график: начальник магазина сказал, что можно приходить на работу пару раз в неделю, «а пока мы раскручиваемся».

— На третью неделю мне позвонили из банка и резко спросили: «ты оформлял кредиты на левых людей?». Оказалось, что кто-то в магазине ксерил паспорта безработных, которые хотели работать курьерами, уговаривал их сделать фото, а потом отправлял эти данные в кредитную программу, — считает Алексей.

no-money-2070384_1280.jpg

Всего было оформлено несколько кредитов на сумму около 6 млн рублей. Все — на безработных.

Мог пострадать и сам Алексей — по его паспортным данным хотели купить «Ладу Приору».

Москвич предполагает, что кто-то из сотрудников магазина взял пароли от кредитной программы, записанные на листке и лежавшие в ящике. И под его именем администратора оформлял левые кредиты. То есть виноватым оказывался Алексей.

После обращения в УБЭП ему сказали, что дело может относиться к статье УК 159 часть 4 — «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Все грозило лишением свободы на срок до 10 лет.

Двери магазина оказались закрыты, служба безопасности продолжала выяснять подробности, а «коллеги» на звонки не отвечали.

Все закончилось вполне благополучно (для Алексея): через три месяца из УБЭП пришло письмо, где было написано, что он не виноват. О судьбе безработных, которые стали должниками, москвич, увы, не знает. По всей видимости, они не дошли до полиции, решив заниматься прениями с банком.

Виктор Камалдинов
Виктор Камалдинов
Адвокат
«С точки зрения уголовного права, нет вины Алексея в том, что он хранил пароль от кредитной программы в ящике рабочего стола. [Что касается обращения в УБЭП], то признание [своей] вины, даже если лицо ничего не совершало (в случае с мошенничеством) с большой вероятностью повлечет уголовную ответственность. Мошенничество — это преступление интеллектуальное и отличается от таких случаев, как с Алексеем, лишь умыслом»

Минус миллиард

За прошлый год у россиян украли 1 млрд 184 млн рублей с банковских карт, говорится в отчете Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки, который создал ЦБ РФ. Это на 420 млн больше, чем в 2017-ом. Основные причины воровства — незаконный доступ к компьютерам и телефонам и «социальная инженерия» (то есть банальный «развод»).

Центр занялся подсчетами воровства с карт в 2015 году, и с тех пор объем украденного неуклонно растет. При этом только 4% пострадавших сообщили банкам, что они написали заявление в полицию. А зря: это создает препятствия для рассмотрения дел в суде. Дело в том, что несколько доказанных фактов краж могут с большей вероятностью наказать мошенников. И, возможно, помочь вам вернуть украденные деньги.

internet-1593384_1920.jpg

Отдать 400 тысяч за Победу

У Оксаны мама vip-вкладчик «Сбербанка», бабушке 81 год, на ее счету лежала довольно крупная для пенсионера сумма — около 2 млн рублей. Время от времени бабушка перекладывала эти деньги на отдельную карту — чтобы совершать с нее автоплатежи: телефон, коммуналка и интернет.

Родственники посоветовали пенсионерке сделать жизнь еще удобнее и завести свой онлайн-банк. В банке бабушке выдали ключи от личного кабинета на чеках: много цифр и букв. Бабушка их спрятала.

Пенсионерка заходила в свой онлайн банк всего один раз — при помощи сотрудника «Сбера». В остальное время она продолжала относиться к услуге крайне консервативно.

Через несколько бабушке позвонили — якобы из отделения банка. И сказали: «мы должны перевести вам 15 тысяч рублей — по программе Дети войны». У пенсионерки попросили номер карты, но она отказала, сославшись на частые случаи мошенничества.

— Я приезжаю в гости, — говорит Оксана, — а моя мать говорит на кухне по телефону. Глаза сосредоточенные, как будто решает проблему.

Оказалось, что бабушка согласилась на перевод якобы по программе Дети войны. Ей сказали, что переведут деньги после того, как она скажет код, высланный в смс. Кроме того, бабушка назвала мошенникам кодовое слово.

— Далее все страшно, — вспоминает Оксана.

Бабушке пришло первое сообщение: «на вашу карту зачислено 15 тысяч рублей». А следом второе: «с вашей карты снято 400 тысяч рублей».

Дочь подозревает, что кто-то зашел в личный кабинет пенсионерки, закрыл вклад и перевел его сумму на единственную карту. Каким образом — не ясно. В банке пояснили, что по кодовому слову можно было поменять пароль.

Антон Палюлин
Антон Палюлин
Управляющий партнер юридического бюро «Палюлин и партнеры»
«Банк может вернуть бабушке деньги, но не обязан. То, что она «ребенок войны», не делает ей скидки. Само нарушение правил пользования картой снимает с банка ответственность за снятие средств посторонними лицами»

Никому, в том числе сотруднику банка, вы не обязаны говорить CVC-код с обратной стороны карты и код на подтверждения транзакции в смс-сообщении, а также пин-код карты.

К сожалению, отметать версию мошенничества с использованием служебного положения нельзя. Случаи, когда сотрудников банка подкупают с целью выведать банковскую тайну, случаются. К примеру, приговором от 21 декабря 2017 г. по делу №1-261/2017 в отношении Будашова, сотрудника "Сбербанка", осужденному было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей с лишением права заниматься банковской деятельностью сроком на 2 года.

Moshenniki-na-Avito.jpg

Разместить объявление и потерять среднюю московскую зарплату


Станислав до сих пор ждет ответа от полицейских, которые занимаются делом о мошенничестве. Примерно год назад его жена разместила на Avito объявление о продаже платья Nina Ricci. На объявление тут же откликнулась женщина — она позвонила и сказала, что покупает его.

Женщина попросила номер карты, на которую можно перевести деньги, — ничего странного в такой просьбе не было. Однако затем жене пришло смс. В нем был код — такой обычно присылают банки при входе в личный кабинет или для перевода. «Покупательница» сказала, что не стоит обращать на смс никакого внимания — цифры нужны ей, чтобы перекинуть деньги.

— Моя жена назвала код, а потом получила новое сообщение, — говорит Станислав, — что зарегистрирован бот.

visa-3525698_1280.jpg

Дальше все происходило на глазах у жены: с периодичностью в несколько секунд с карт ВТБ стали пропадать разные суммы денег. «Списано 4300», «списано 3700», — приходили сообщения.

Деньги списывались не с одной карты, а с целого счета. После звонка в банк все карты были заблокированы. В итоге мошенники успели снять сумму, близкую к 90 тыс. рублей.

— Мы сходили в полицию и написали заявление. Жена пошла в банк и получила номер карты, на который делались переводы, — продолжает Станислав.

Затем пара начала собственное расследование. Отправив рубль на карту мошенников, которая была зарегистрирована в «Сбербанке», они выяснили имя предполагаемой мошенницы. Через программу СПАРК узнали, что на это имя был оформлен ИП по продаже хлебобулочных изделий.

Далее обратились в службу безопасности «Сбербанка», которая заблокировала карту.

Всю найденную информацию супруги передали полицейским, но дело перевели из Москвы в область — где была оформлена карта. Станислав говорит, что получил письмо из местного отдела МВД — в нем сказано, что дело приняли в работу. Однако больше никакой реакции от полиции нет.

Георгий Семеновский
Георгий Семеновский
Адвокат
«К сожалению, такие истории, когда потерпевший сам называет неизвестным некие данные, которые привязаны к его банковской карте, далеко не новость»

Я предполагаю, что в данном случае был создан дубликат банковской карты потерпевшей, после чего с помощью этого дубликата с ее счета и были похищены деньги. Потерпевшая может написать заявление в банк, в котором имеется ее счет, и попросить или потребовать возврата денег. Но думаю, что банк ответит ей, что раз она сообщила мошенникам номер своей карты и пришедшую ей смс, то компенсировать украденную сумму не получится. Тем не менее, у потерпевшей останется право на обращение в суд с иском к банку, в котором она может поставить вопрос об обязании банка компенсировать ей похищенные деньги.

Что касается действий сотрудников полиции, то они после получения заявления о совершенном преступлении обязаны провести проверку. Ее результатом должно стать решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Если этого не происходит, то для того, чтобы узнать, как проводится проверка и каковы ее результаты, заявитель может обратиться в полицию с требованием проинформировать его о ходе проверки. Также он может написать жалобу в прокуратуру на бездействие сотрудников полиции.

Теги: #