Москва разрисованная - Московская перспектива
Москва разрисованная

Москва разрисованная

Москва разрисованная
Москва разрисованная Фото: mos.ru
Этот вид уличного искусства больше похож на картины или даже на фотографии

Время являет себя через предметы материального быта. Государства и народы уходят в историю, оставляя произведения искусства, архитектуру, собранные реставраторами и выставленные в музеях осколки греческих амфор, некогда заключавшие в себя вино или воду. Что мы знаем о китайской династии Мин? Неспециалист слышал только про драгоценную хрупкую вазу.

Мы живем в удивительное время, которое, кажется, не претендует остаться в веках, но радуется как дитя каждому мигу. Что от нас останется в веках, если всемирная сеть разом прекратит существование — пожалуй, что совсем чуть. Но это не повод для грусти, а возможность погрузиться в момент как еще никто и никогда в него не был погружен. «Останови мгновенье», — вот это, наверное, говорит современное искусство и зрителю, и самому себе. Во всяком случае, об этом кричит искусство граффити, давно перешагнувшее пороги музеев (выставка Бэнкси в ЦДХ, от которой, он, правда, под занавес открестился, тому пример). 

Фасады советских зданий украшали мозаичные полотна, сегодняшний город декорирует себя с помощью граффити.

Крупные рисунки, а точнее сказать, муралы, стали часто появляться на стенах зданий или в подземных переходах Москвы. Они отличаются своей масштабностью и всегда наносятся по согласованию с властями. Этот вид уличного искусства больше похож на картины или даже на фотографии. А одна из главных задач ярких и концептуальных муралов — преобразить внешний вид города.

«Встретимся у дома с медведем», — в последнее время такой фразой уже не удивить столичных жителей, потому что обычная многоэтажка может быть не только «с медведем», но и с подводным миром, легендарными актерами, фантастическими персонажами, и всё это нарисованное.

Алые паруса

Бартеневская ул., 23/2

0830b90936fec7ab55efe73a33f86168.jpg

Иногда над созданием мурала работает не один человек, а целая команда художников. Так, например, закатное море для жителей Южного Бутова создавали Катя Rafi, Сергей Scol, Александр Jem. Картина нанесена на трансформаторную будку, и в любую погоду мысленно возвращает в отпуск всех посмотревших на неё. 

«Соседи»

2-й Грайвороновский пр-д, 38/1 

a135aa70f9574600c1d49574c40b7282.jpg

Самый большой мурал Москвы находится неподалёку от метро «Текстильщики», в районе новостроек Грайвороново. Роспись действительно грандиозная, чтобы охватить её взглядом всю, надо отойти от стены метров на двадцать (Иванов со своим «Явлением Христа народу» скромно уступил место молодым). Работа называется «Соседи», и её автор Рустам Qbic показывает двух мальчиков, которые переписываются между собой, а по пути друг к другу их письма превращаются в птиц (как тут не вспомнить запрещенный ныне «Telegram»).

Медведь с мячом

Профсоюзная ул., 87/49 

8d260fd160bd0acb2c7e0dd2e8777331.jpg

Зачастую муралы создаются специально к определенному событию или в рекламных целях. Недавно возле метро «Беляево» на стене девятиэтажного дома появился огромный медведь с мячом в лапах. Его создатель, мексиканский художник Фарид Рузда, увидел в образе медведе всю Россию образца этого жаркого футбольного лета. Чьими глазами футбольный медведь смотрит сегодня на мир со своей девятиэтажной высоты — Дзюбы, Акинфеева, Черчесова — каждый зритель решит для себя сам.

«АЯ»

Профсоюзная ул., 102/47 

30843ede313d9771632942c8065469d8.jpg

Возле метро Беляево московская арт-группа ZUKCLUB украсила многоэтажный дом стихограммой Дмитрия Пригова. Буквы расставлены в хаотичном порядке, — едва бросив взгляд на стену, выхватываешь отдельные фразы: «не ты», «не он», «не они», «не вы», «не мы». В самом центре возвышаются две заглавные буквы: «А Я». Искусство не терпит однозначности, понимай кто это «я», как знаешь. Но смотрится эффектно.

Картины появляются на стенах столицы и в рамках фестивалей городской культуры. Одно из таких мероприятий называется и каждый раз после своего проведения оставляет множество потрясающих арт-объектов. Мурал Андрея Адно «Коммуналка» на Бибиревской улице был создан в рамках столичного фестиваля «Лучший город земли». На стене двенадцатиэтажки художник изобразил наслоение разных домов. По словам автора, смысл — показать  цикличность человеческих стремлений. Сначала люди хотят вырваться из утлых сельских домиков в комфортные городские квартиры, но потом устают от суетной жизни, и в конце снова возвращаются ближе к природе. 

Андрей Адно
Андрей Адно
монументальный художник
«Зачастую работы, которые появляются, это то, как автор либо видит место, либо показывает какое-то своё переживание, либо бывает без смысла, а просто набор графических символов, поисков, в которых находится художник. Это уже на его усмотрение: хочет он идеологически насыщать работу и пространство либо нет. Правительство часто выступает в роли заказчика, но оно только предоставляет место и никак не вмешивается в творческий процесс»

«Кто ты?»

Большой Кисловский переулок, д. 8

80c75c2c12306305c32697eba6584b9b.jpg

17-метровый великан, выросший на стене подстанции «Никитская» в Большом Кисловском переулке, родился благодаря художникам Павлу Мо и Паше Касу. Они назвали работу «Кто ты?», и сразу становится ясно почему. Великан разглядывает каждого проходящего мимо через гигантскую лупу.

Составить точную карту всех московских муралов невозможно. Рисунки не только стали чаще появляться на стенах города, но и исчезать. Многие картины закрашивают, потому что они теряют актуальность. Другие убирают, чтобы освободить пространство для новых творений. Например, совсем недавно со стены дома номер шесть на Старой Басманной улице пропал известный многим горожанам «Мужчина под водой». Его удивлённое лицо с открытым под водой ртом было так реалистично выполнено бельгийским художником Бартом Смитсом для фестиваля «Лучший город земли».

Пожалуй, что это и есть главное, что отличает городское граффити — это не ты его рассматриваешь, а оно тебя, оно что-то стремится сообщить, или даже узнать о тебе. Некоторое время назад по всему городу один уличный художник со стен домов задавал прохожим нарисованный баллончиком вопрос: «Зачем?» Не оно, искусство — зачем, а мы — в этом мире, который может быть наполнен красотой, радостью, красками, но так часто стремится этого избежать, пронестись мимо прекрасного мгновения, даже не осмотревшись по сторонам