Москвичи сказали «вау»

Москвичи сказали «вау»

Москвичи сказали «вау»
Москвичи сказали «вау» Фото: Агентство «Москва»
Павильон ВДНХ и другие объекты столицы стали лауреатами конкурса «Московская реставрация-2018»

6 декабря в Театре имени Моссовета мэр Москвы Сергей Собянин вручил призы победителям конкурса на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация». Лауреатами конкурса стали 46 специалистов и организаций, участвовавших в реставрации 23 объектов города. Звания лучшего из лучших удостоился проект реставрации павильона «Космос» на ВДНХ.

Конкурс «Московская реставрация» в этом году проводился в 8-й раз. На участие в нем было подано рекордное число заявок — 105 по 47 возрожденным объектам.

«Когда конкурс только стартовал, у нас возникали сомнения, будут ли достойные претенденты на победу в нем. Сегодня таких опасений нет. Десятки специалистов с реально хорошими, мирового уровня проектами реставрации стали его участниками», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

По словам главы Мосгорнаследия Алексея Емельянова, на суд жюри были представлены памятники абсолютно разных стилей и эпох. Но все их объединило одно — качество и масштаб реставрационных работ. Поэтому определить лауреатов среди большого количества конкурсантов было архисложно.

Абсолютным победителем конкурса стал павильон «Космос» на ВДНХ, набравший также наибольшее количество голосов на портале «Активный гражданин».

Здание возводили в 1939 году как ангар для демонстрации сельскохозяйственных машин и самолетов, разных станков и металлургического оборудования. В 1967 году экспозицию пополнили ракетной техникой и искусственными спутниками, а здание получило свое нынешнее название — «Космос».

Специалисты восстановили инженерные конструкции, барельефы на угловых башнях, лепной декор, скульптурные композиции, витражи, мозаичные мраморные полы и лестницы.

Важной деталью реставрации стало возвращение утраченной в 1970-е годы звезды-люстры. С 1935 по 1937 год она украшала Троицкую башню Кремля. Затем почти 20 лет озаряла рубиновым светом 70-метровый купол павильона. Однако в середине 1970-х годов уникальный 4-метровый светильник бесследно исчез. В 2017 году, воссозданный по историческим чертежам, он был возвращен на прежнее место.

Свой исторический облик вновь обрел и один из самых известных московских особняков — дом Кекушевой на Остоженке. В выстроенном в стиле модерн особняке — в виде готического замка с башней — писатель Михаил Булгаков поселил героиню романа «Мастер и Маргарита».

Когда дом только построили, его макушку венчал бронзовый лев. Правда, 100 лет назад он исчез при загадочных обстоятельствах. Впрочем, в советские годы здание не слишком берегли. После революции в нем находились резиденция военных атташе, оборонное ведомство посольства Египта. Со временем дом сильно обветшал — перестраивались интерьеры, замазывались краской и уничтожались элементы декора. После четырех лет кропотливой архивной и реставрационной работы зданию и интерьерам вернули исторический архитектурный облик, а на крыше установили точную копию украденного медного льва.

Всего в этом году лауреатами конкурса «Московская реставрация» года стали 46 специалистов и организаций, участвовавших в реставрации 23 объектов культурного наследия.

Победителями стали реставраторы таких знаковых для Москвы объектов, как Малый театр, чугунный павильон трамвайной остановки в Красностуденческом проезде, храм Вознесения Господня в Сторожах («Большое Вознесение») на Большой Никитской улице, палаты бояр Романовых на Старом государевом дворе в Зарядье, ансамбль паровозного депо станции Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги, мастерская Веры Мухиной в Пречистенском переулке, храм святого Людовика Французского на улице Малая Лубянка и др.

Награды победителям вручались в номинациях конкурса «За лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию», «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «За научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство» в разделах городские усадьбы, объекты гражданской архитектуры, культового зодчества, садово-паркового искусства, ландшафтной и промышленной архитектуры, монументального искусства, археологического наследия.

Особый приз ждал молодых реставраторов. Специальной премии были удостоены участники реставрационных работ на объекте культурного наследия ВДНХ. Здесь кроме павильона «Космос» лауреатами также стали грандиозный павильон «Земледелие», которому вернули исторический облик, и один из самых известных фонтанов выставки — «Золотой колос», не работавший более 30 лет. Облицованный золотой и красной мозаичной смальтой и расположенный в центре большого пруда, он вновь переливается, отражая блики воды и невольно притягивая к себе взоры гостей выставки. Вокруг благоустроенного пруда раскинулся ландшафтный парк.

Еще одна специальная премия была присуждена за развитие добровольческих инициатив в сфере сохранения объектов культурного наследия. Ее лауреатом стала Наталья Тарнавская, координатор общественного движения «Вспомнить все». По словам мэра, энтузиасты находят артефакты, собирают разрешительные документы на проведение реставрационных работ, подбирают специалистов и открывают для москвичей новые страницы истории города. Работы выполняются на пожертвования москвичей и за счет спонсорских взносов. Так, на привлеченные средства отреставрировали 8 исторических вывесок, среди которых «Артель «Хлебопек». Булочная» на Пречистенке, 15.

Сергей Собянин
Сергей Собянин
мэр Москвы
«Мы в течение последних лет долго мучались над тем, чтобы отреставрировать фасады исторических зданий, привести в порядок наши улицы, площади, скверы, освободить их от самостроя, упорядочить общественное пространство. Вся эта работа казалась бесконечной. Однако уходящий год стал важной вехой, когда все наши желания, старания и возможности сошлись вместе и случился эффект «вау». Мы увидели Москву другой — обновленной. Она стала красивее, комфортнее, дружелюбнее, поменялась сама атмосфера пребывания в нашем городе. При этом большая часть работ лежала на плечах тех, кто собрался сегодня в зале, кто тщательным образом воссоздавал нашу историю, память, культуру более чем на тысяче объектах столицы»