На сто лет вперед

На сто лет вперед

На сто лет вперед
На сто лет вперед
Проекты реновации будут включать до 35% общественных пространств

Московские проекты реновации кварталов жилой застройки не уступают европейским аналогам, а по ряду показателей даже превосходят их. К такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся в первый день МУФа. Как показал сравнительный анализ, в утвержденных столичными властями проектах планировок меньше плотность застройки, а дворовые пространства шире и лучше озеленены.

Глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин напомнил, что программу реновации анонсировали на урбанфоруме три года назад. Тогда конкретики было мало, поэтому представленные материалы вызвали бурную дискуссию. «Но сейчас всем уже очевидно, что реновация – это один из ключевых способов качественно улучшить жизнь горожан», – заявил чиновник. По его словам, программа охватит около 10% жителей столицы. Уже сейчас заселяются 40 домов, 2,2 млн кв. метров жилья находятся в проектировании, а всего насчитывается 329 стартовых площадок, на которых можно построить 5 млн кв. метров жилых корпусов. Новые дома, по оценкам Сергея Лёвкина, простоят более 100 лет. 

При этом столичные власти ставят перед собой задачу не просто переселить жителей в более современные и комфортные жилые дома, но и сформировать городскую среду принципиально нового качества. По словам Сергея Лёвкина, ради эксперимента по стандартам Urban Health, которые связаны со здоровым образом жизни, были оценены два квартала реновации – Метрогородок и Ивановское. Оказалось, что в новых проектах планировки качество жизни  и городской среды по  сравнению с сегодняшним положением выросло в два раза. «А когда это будет реализовано на практике, показатели вырастут еще больше», – уверен глава департамента. 

Программа реновации станет драйвером развития всей городской экономики: она поддержит не только все, что связано со строительством (проектирование, изыскательские работы, производство строительных материалов, СМР), но и смежные отрасли, такие как транспорт, торговля, энергетика и т.д.  «С учетом мультипликативного эффекта вклад строительства в бюджет Москвы составляет 16%. Реновация – это хороший способ поддержать строительную отрасль и смежные с ней направления», – подчеркнул Лёвкин. 

Присутствовавшие на форуме зарубежные эксперты рассказали, как аналогичные программы реализуются в других мегаполисах, в частности в Шанхае, в Берлине, в Таллине и в Милане. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Москомархитектура постоянно занимается анализом зарубежного опыта, но у Москвы и других российских городов есть особая специфика – на них сильно повлияло советское наследие. Если большинство стран быстро отказались от массового производства жилья, увлечение которым наблюдалось в послевоенные годы, то у нас это продолжалось несколько десятилетий. «Микрорайоны старого фонда ничего ценного в себе не несут. Мы должны уходить от такого формата. Бессмысленно ломать и строить то же самое», – уверен Кузнецов. 

Реновация, по его словам, должна привести к качественному преобразованию городской среды. «Мы хотим достичь 35% общественных пространств и снизить количество жилья до 42%», – заявил Кузнецов и при этом отметил, что сейчас в кварталах реновации публичные пространства занимают только 25% территории, а 55% – жилой фонд. Новый уровень жилых домов обеспечит более высокую стоимость квартир – на 21% выше, чем в сносимых пятиэтажках. При этом увеличится капитализация и в тех домах, которые не вошли в программу, но остаются в районе. Квартиры в них подорожают минимум на 10%. 

Главный архитектор сравнил параметры  застройки в проектах планировок, разработанных в рамках столичной программы реновации, с аналогичным зарубежным опытом. Оказалось, что существенных различий нет. А некоторые показатели  даже отличаются в лучшую сторону. В частности, плотность строительства получилась ниже, чем в европейских примерах: 44,4 тыс. кв. метров против 49,7 тыс. кв. метров на 1 гектар. А средняя этажность хотя и выше – 14 этажей против 8, но разница, как пояснил Кузнецов, обусловлена большим размером двора и меньшей застроенностью участка.  Кроме того, в программе реновации предусмотрен больший процент озеленения дворовых территорий – 32% по сравнению с 21%. При этом улицы и внутриквартальные публичные территории в городских  проектах будут почти в два раза шире европейских: это обусловлено требованиям по проектированию УДС и  противопожарными нормативами, а также необходимостью разместить большее количество парковок. В Москве это 336 машино-мест на тысячу жителей.   

Мнения

Маркус Аппенцеллер,
управляющий директор MLA+:

 

Большое количество проектов связано с реновацией и регенерацией. Мы фактически используем жилой фонд, построенный после Второй мировой войны, в пятидесятых годах прошлого века.

В соответствии с эконометрическими моделями пытаемся оптимизировать жилые пространства, исходя при этом из их дефицита. При этом регенерация подразумевает, что мы создаем что-то новое на основе существующего. Впрочем, это также попытка найти идентичность районов и городов и обеспечить их разнообразие.

В Голландии есть районы, которые развивались согласно той же парадигме, как и районы в Советском Союзе. «Отцы» Амстердама решили провести регенерацию района и речь зашла об изменении его ткани и создании новой парадигмы планирования. Это придало ему идентичность, поскольку прежде его дома выглядели похожими. А после реализации программы территория заиграла иными красками.  

Об этом можно говорить и в контексте Москвы, поскольку в городе нужно улучшить не только качество жилищного фонда, но и само его функционирование. Для этого в прошедшие регенерацию дома добавлены новые элементы городской среды, что также открывает возможность использования различных ее моделей.

Однако не следует принимать решения поспешно и не стоит запускать все проекты одновременно, потому что вы учитесь на этих проектах избегать ошибок. А через пару лет у вас будет большой массив знаний и опыта, и вы сможете реализовывать эти проекты более успешно, предавая различным районам уникальность.

Мы также должны переосмыслить роль стандартов, которые, кстати, были распространены в Советском Союзе. Они, конечно, хороши, но должны быть не жесткой структурой, а возможностью обеспечить минимальный уровень комфорта.  

 

Сяо Пей,
заместитель директора шанхайской комиссии жилищного строительства:

Прежде переоснащение старого жилья в Шанхае подразумевало полный его снос, проектирование и строительство на его месте нового. Но с 2016 года преобладает иной взгляд на старые здания и реализуются иные концепции. Теперь речь идет не об их полном сносе, а о сохранении и переоснащении. Вариант со сносом необходим лишь в том случае, когда по-другому нельзя. А вообще у нас действуют три основные модели переоснащения домов в старых микрорайонах. Первая модель используется для зданий с достаточно полным набором социальных функций. Выполняется их локальное обновление, включая кровлю, фасады, несущие конструкции, инженерные системы. Внутри кварталов все приводится в современный вид, а уличные провода убираются под землю.

В Шанхае много зданий, возраст которых от 50 до 100 лет. Это жилье обладает лишь частичной функцией современного. Мы его реконструируем, а общественные кухни и туалеты преобразуем в индивидуальные. Это вторая действующая модель.

И третья модель переоснащения распространяется на старые дома, возраст которых свыше ста лет. В данном случае процесс реконструкции занимает много времени, усилий и средств. Нередко эти дома попадают в разряд охраняемого жилья.

Однако прежде чем подобные проекты по переоснащению реализуются, необходимо достигнуть согласия между руководством города и населением тех или иных домов или целой территории, где планируется производить данного рода работы.

Теги: #