На высоте положения - Московская перспектива

На высоте положения

На высоте положения
На высоте положения
С 2016 года в Московском метрополитене заменили 135 эскалаторов

Международная ассоциация метрополитенов не раз признавала московскую подземку самой надежной в мире, важнейшими составляющими которой являются не только подвижной состав, но и эскалаторы. Производимые в стране движущиеся лестницы метро признаются специалистами весьма качественным оборудованием. Технологии их производства непрерывно развиваются. Сегодня эскалаторы столичной подземки составляют достойную конкуренцию лучшим зарубежным образцам.

Трудно быть первым

В России самые первые эскалаторы появились при строительстве Московского метрополитена. Однако прежде им пришлось выстоять в серьезной конкурентной борьбе с лифтами. Эскалаторы выиграли за счет ряда преимуществ. Они обладают большей пропускной способностью, чем лифты, являются транспортными машинами непрерывного действия (пассажиру не приходится ожидать прибытия кабины), а остановленный эскалатор можно использовать в качестве лестницы.

Впрочем, начиналось все не так просто. Из-за отсутствия эскалаторов открытие первой ветки московского метро, намеченное на 7 ноября 1934 года, городским властям пришлось перенести.

И все же монтаж самых первых эскалаторов, по словам механиков, был трудным — технология несовершенна, многочисленные приспособления разрабатывались на месте, не хватало и опыта работ. Но к сроку успели, и 15 мая 1935 года 13 станций первой ветки московского метро — от «Сокольников» до «Парка культуры» — приняли пассажиров.

Модельный ряд

Первые модели эскалаторов выпускались до 1949 года. Их успели установить на станциях первых четырех участков метро.

Затем, вплоть до 1960 года, на станциях монтировали модели ЭМ. Это были платформы второй и третьей очередей Кольцевой линии, «Арбатская», «Смоленская», «Киевская» Арбатско-Покровской линии и другие.

На смену им пришли эскалаторы серии ЛТ, доминировавшие в 1955–1979 годах, и ЭТ, считавшиеся лучшими в 1978–2004 годах. Обе модели выпускал захвативший монополию по производству движущихся лестниц метро Ленинградский машиностроительный завод.

С 2000 по 2012 год господствовали эскалаторы серии Е все того же питерского предприятия, сменившего название на «ЭЛЭС». Их устанавливали на станциях, выходах из метро и в переходах, включая станцию самого глубокого заложения «Парк Победы».

Надежные технологии, высококачественные материалы и профессиональный обслуживающий персонал гарантируют отечественным эскалаторам длительный срок. Но несмотря на это, даже самые лучшие эскалаторы начинают устаревать и их надо заменять новыми. В начале 2010 года Питер перестал справляться со столичными заказами. Тогда в Москве было решено нарушить монополию и подыскать по конкурсу других, не менее квалифицированных производителей, чьи модели начали устанавливать с 2013 года на станциях столичной подземки.

По словам главы стройкомплекса столицы Марата Хуснуллина, при производстве эскалаторов сегодня применяются новейшие технологии и инновационные идеи, направленные на повышение безопасности пассажиров, удобства обслуживания всех систем, совершенствование дизайна и таких технических параметров, как долговечность конструкций в сочетании с эффективными энерго- сберегающими системами.

Важные параметры

Первые эскалаторы столичного метро работали со скоростью 0,5 метра в секунду. Однако по мере увеличения пассажиропотока их скорость увеличили до 0,7, а в 1960-е годы даже до 0,9 метра в секунду. Однако это оказалось слишком быстро — пассажиры начали боятся ступать на бегущую лестницу. Поэтому в метро установили оптимальную скорость движения эскалаторов — 0,75 метра в секунду. При этом из-за особенностей конструкции его поручни всегда движутся или чуть быстрее, или немного медленнее ступенек.

Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, его ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 метра на 10 куб. см и в процессе пуска — 0,75 метра на 10 куб. см, независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами.

Пропускная способность одного эскалатора составляет 10 тыс. человек в час и имеет большой запас, поскольку, согласно статистике, это обычно не более 5-6 тыс. человек на подъем и до 7,5 тыс. — на спуск.

Эскалаторы выпускаются двух видов: тоннельные и поэтажные. Тоннельные устанавливаются, как правило, на выходах со станций метро глубокого заложения. Большая длина таких механизмов накладывает особые требования к прочности их конструкций и надежности тормозов.

Поэтажные эскалаторы используются на станциях мелкого заложения и в переходах между станциями.

Тоннельные и поэтажные эскалаторы различаются по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъема до 6 метров угол наклона эскалатора составляет, как правило, 35 градусов, а при высоте подъема выше шести метров — только 30 градусов.

По данным технической службы метрополитена, срок эксплуатации эскалатора — 50 лет. Однако по закону при достижении им этого возраста имеется возможность провести технический смотр эскалатора и согласно заключению экспертной комиссии продлить его работу.

Вместе с тем глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов отмечает: «С 2016 года мы поставили 135 новых эскалаторов в метро. Будем и дальше реализовывать эту программу, чтобы постепенно поменять все старые эскалаторы на новые, более удобные, надежные».